Что такое Анабаптисты

Анабаптисты в Энциклопедическом словаре:

Анабаптисты — (от греч. anabaptizo — вновь погружаю — т. е. крещу вторично)(перекрещенцы), участники радикального сектантского движения эпохи Реформации 16 в., главным образом в Германии, Швейцарии, Нидерландах. Требовали вторичного крещения (в сознательном возрасте), отрицалицерковную иерархию, осуждали богатство, призывали к введению общностиимущества. Участвовали в Крестьянской войне 1524-26, образовали Мюнстерскую коммуну 1534-35. разгромлены. Отдельные элементы ученияанабаптистов перешли в догматику некоторых протестантских сект.

Значение слова Анабаптисты по словарю Брокгауза и Ефрона:

Анабаптисты — см. Перекрещенцы.

Определение слова «Анабаптисты» по БСЭ:

Анабаптисты (от греч. anabaptнzo — вновь погружаю, т. е. перекрещиваю)
перекрещенцы, последователи одного из наиболее радикальных течений сектантского типа в народном направлении Реформации в Западной и Центральной Европе в 16 в. Социальной базой анабаптизма были городское плебейство, крестьянство, радикальные слои бюргерства. Пестрота социального состава предопределила неоднородность социально-политических и религиозно-догматических устремлений движения А. Общим в системе их взглядов было: отрицание крещения детей и требование вторичного крещения (в сознательном возрасте) при вступлении в анабаптистские общины. отрицание всякой церковной организации и иерархии, икон, таинств. отрицание необходимости каких-либо духовных и светских властей, отказ платить налоги, нести военную службу, занимать общественные должности. осуждение богатства и социального неравенства и призыв к введению общности имуществ. вера в установление тысячелетнего
«царства Христова» на земле (Хилиазм) как строя социальной справедливости и др. Своё происхождение А. вели от радикально-мистических сект («цвиккауские проповедники» в Тюрингии, сакраментисты в Нидерландах). Ранее всего распространились в Германии, где пользовались поддержкой Т. Мюнцера и приняли активное участие в Крестьянской войне 1524 — 26 (См. Крестьянская война 1524-26), и в Цюрихе (Швейцария), где они отпочковались от радикальных цвинглиан (см. Цвингли). Среди швейцарских А. ведущее место принадлежало умеренному крылу (К. Гребель, Ф. Манц). представители радикального направления (Г. Гут, М. Затлер, У. Хугвальд) вступили в связь с вождями восставших крестьянских отрядов в Германии, поднимали восстания. Разгром Крестьянской войны в Германии, поражение выступлений А. в Швейцарии, их жестокие преследования (не только католиками, но и протестантами) привели к перемещению А. в некоторые имперские города Германии (Страсбург, Нюрнберг), Моравию (где А. создали колонии с полностью обобществленным бытом), Восточную Фрисландию, Прибалтику. Крупнейшими проповедниками А. в это время были М. Ринк, И. Гуттер, Мельхиор Гофман (см. Мельхиориты), создавший свой, насквозь мистический, вариант учения, предрекавший наступление
«царства Христова» в 1533. В начале 30-х гг. центрами движения А. стали Северные Нидерланды и Вестфалия, особенно Мюнстер, где А. удалось захватить власть (Мюнстерская коммуна, 23 февраля 1534 — 25 июня 1535). Мюнстерские революционные А. (их вожди — Ян Матис, Иоанн Лейденский) в догматике на первый план выдвигали Ветхий завет, хилиазм,
«божественное откровение». их программа предусматривала применение силы для уничтожения существующего строя и для установления «царства Христова» на земле, введение общности имуществ и всеобщего равенства в духе уравнительства, новых семейных и морально-этических норм, опирающихся на анабаптистское толкование «священного писания».
Падение Мюнстера, подавление выступлений А. в Нидерландах и др. районах привели к разложению анабаптизма на ряд самостоятельных течений: террористически-заговорщическое (последователи И. Батенбурга — т. н. батенбуржцы), непротивленческое (последователи Менно Симонса — т. н. Меннониты) и компромиссное (последователи Давида Йориса — т. н. давидйористы), а затем и к ликвидации (с середины 16 в.) анабаптизма в его прежней форме. Верх одержали меннониты и др. непротивленческие секты, положившие начало современному баптизму.
Лит.: Смирин М.М., Народная реформация Томаса Мюнцера и Великая крестьянская война, 2 изд., М., 1955. Чистозвонов А. Н., Реформационное движение и классовая борьба в Нидерландах в первой половине XVI в., М., 1964. Payne E. A., The anabaptists on the 16-th century and their influence in the modern world, L., [1949]. Zschabitz G., Ziir mitteldeutschen Wiedert
дuferbewegung nach dem Grossen Bauernkrieg, B., 1958.
А. Н. Чистозвонов.



Рубрики А