Что такое Автомобильная дорога

Определение «Автомобильная дорога» по БСЭ:

Автомобильная дорогакомплекс сооружений для безопасного и удобного движения автомобилей с расчётными скоростями и нагрузками. Начавшееся в конце 19 в. развитие автомобильного транспорта потребовало создания удобных путей для движения автомобилей. пока скорости их движения были невелики, ограничивались приспособлением гужевых дорог, проводя мероприятия по борьбе с пылью и предохранению дорожного покрытия от быстрого разрушения. С ростом интенсивности движения, повышением скоростей и нагрузок стали производить более капитальные переустройства гужевых дорог, расширяя проезжие части, устраняя крутые подъёмы и спуски, увеличивая радиусы закругления, применяя беспыльные и прочные дорожные покрытия и т. п. После 1-й мировой войны во всех странах стали строить только А. д., специально рассчитанные и спроектированные для движения автомобилей (носящие название во Франции autoroute, в Англии motorway, в Италии autostrada, в США highway и т. п.).
В зависимости от назначения в общей транспортной сети СССР и от расчётной интенсивности движения (предполагаемое через 20 лет число автомобилей в среднем за год, которые будут проходить за сутки по дороге в обоих направлениях) А. д. разделяют на 5 технических категорий. Чем выше расчётная интенсивность движения, тем выше категория дороги и её технические характеристики, в первую очередь расчётная скорость движения (для 1-й категории 150 км/ч, для 5-й категории 30 км/ч). Расчётная скорость — наибольшая по условиям безопасности движения скорость одиночного легкового автомобиля.
Техническая классификация А. д. СССР приведена в табл. 1.


Табл. 1. — Техническая классификация автомобильных дорог СССР









ПоказателиТехнические категории автомобильных дорог
1-я2-я3-я4-я5-я
Перспективная среднесуточная
интенсивность движения
автомобилей в обоих направлениях
Более
6000
6000-
3000
3000-
1000
1000-
200
Менее
200
Расчётная скорость движения, км/ч1501201008060
Ширина проезжей части, м2х7,5
и более
7,5764,5
Ширина полосы движения, м3,753,753,53,04,5
Наибольшие продольные уклоны, &permil.3040506070
Наибольший допустимый вес,
передаваемый колёсами одиночной
наиболее нагруженной оси
автомобиля, кн
100100606060
тс1010666

Основные элементы, определяющие поперечный профиль автомобильной дороги (рис. 1): расстояние а между бровками в, условно называют шириной земляного полотна. проезжая часть б, обочины г для временной остановки автомобилей. резервы д, из которых берут грунт для возведения земляного полотна. обрезы e — части дорожной полосы для размещения пешеходных и велосипедных дорожек, зелёных насаждений, линий связи, линейных зданий, транспортных устройств и т. д. На проезжей части устраивают дорожную одежду. Покрытие ж — верхний слой дорожной одежды, сооружаемый из наиболее прочных дорожно-строительных материалов, воспринимает нагрузку от колёс автомобилей. Покрытие должно быть ровным, с шероховатой поверхностью и обеспечивать хорошее сцепление с колёсами автомобиля. Основание з — несущий слой дорожной одежды, воспринимающий расчётную нагрузку автомобилей. Дополнительный слой основания и имеет различное назначение (дренирующий, морозоустойчивый и т. п.). Для лучшей видимости границ проезжей части и укрепления краев покрытия устраивают краевые полосы к, отличающиеся от покрытия цветом.
В местах прохода А. д. через водотоки (реки, ручьи и т. п.), ущелья, а также в местах пересечения с другими путями сообщения устраивают искусственные сооружения — мосты, трубы, путепроводы, транспортные развязки и др. (рис. 2).
Бурный рост автомобильного транспорта вызвал увеличение интенсивности движения по А. д. как грузовых, так и легковых автомобилей. Это потребовало специальных мероприятий, обеспечивающих повышение безопасности, регулирование движения и обслуживание проезжающих: вдоль бровок устанавливают или подвешивают над проезжей частью дорожные знаки и указатели, на крутых поворотах устраивают виражи (односкатные уклоны проезжей части к центру кривой), ограждения дороги, производят разметку проезжей части, оборудуют светильниками и т. д.. для обслуживания пассажиров и водителей сооружают автовокзалы, автопавильоны, автозаправочные станции, станции технического обслуживания, мотели, кемпинги и т. п., а для обеспечения грузовых перевозок, кроме того, — грузовые автостанции, склады, оборотные гаражи и т. п.
Одной из важнейших транспортно-эксплуатационных характеристик А. д. является её пропускная способность (ПС), т. е. максимальное число автомобилей, которое без заторов может пройти через данный участок А. д. в течение определённого промежутка времени (например, за час). Величина ПС в основном зависит от ширины и количества полос движения, радиусов закруглений и продольных уклонов, состава транспортного потока, скорости движения, погоды. Максимальная ПС двухполосной А. д. шириной 7-7,5 м при благоприятных дорожных условиях (сухое покрытие, открытый незастроенный прямолинейный и горизонтальный участок без пересечений в одном уровне и т. д.) составляет около 2 тыс. легковых автомобилей в час или, примерно, 20 тыс. легковых автомобилей в сутки. Наличие грузового движения резко снижает ПС и при 70-80% грузовых автомобилей в транспортном потоке ПС двухполосной А. д. шириной 7-7,5 м составляет 8-9 тыс. автомобилей в сутки. Если фактическая интенсивность движения на А. д. превышает величину ПС, образуются заторы и транспортно-эксплуатационные показатели А. д. резко снижаются.
Строительство А. д. в СССР осуществляют с помощью высокопроизводительных дорожных машин по поточному методу с применением комплексной механизации. При возведении земляного полотна широко используют бульдозеры, скреперы, автогрейдеры и др. Отдельные конструктивные элементы и детали дорожных сооружений изготовляют на специально оборудованных полигонах и заводах. Асфальто- и цементобетонные смеси приготовляют на автоматизированных смесительных установках. Полностью механизировано устройство усовершенствованных дорожных покрытий и оснований для них.
При эксплуатации А. д. бесперебойное движение поддерживает служба ремонта и содержания А. д., а регулирование и обеспечение безопасности осуществляют Госавтоинспекция.
Основные направления технического прогресса в строительстве А. д.: повышение транспортно-эксплуатационных качеств дорожных покрытий и их сроков службы, внедрение более совершенной технологии строительства и уменьшение зависимости выполнения строительных работ от климатических условий.
Лит.: Строительство автомобильных дорог, под ред. Н. Н. Иванова, т. 1-2, М., 1963-64. Автомобильные дороги, М., 1964.
В. К. Некрасов
Сеть автомобильных дорог. Повсеместное строительство А. д. было вызвано быстрым ростом автомобильного парка. Если в 1913 длина находившихся в эксплуатации дорог общего пользования составляла не более 25 тыс.км, то сеть А. д. в 1965 насчитывала свыше 18 млн.км (см. табл. 2).

Табл. 2. — Общая протяжённость автомобильных дорог земного шара (млн.км) на 1965








Общая
протяжённость
А. д.
В т. ч. с
твёрдым
покрытием
Из них
усовершен-
ствованные
Вся сеть,
%
Мир в целом18,310,95,0100
Капиталистич. и
развивающие-
ся страны
15,79,74,685,7
в т. ч. экономически
развитые
12,28,84,366,6
экономически слабо-
развитые
3,50,90,319,1
Социалистич. страны2,61,10,314,3
в т. ч. СССР1,40,40,1
другие европ. страны0,70,50,2

Размещение А. д. по частям света в 1965 (без СССР и других социалистических стран) показано в таблице 3.

Табл. 3. — Протяжённость сети автомобильных дорог по частям света в капиталистических и развивающихся странах на 1965









Части светаОбщая протя-
жённость A. д.
В т.ч с твёрдым
покрытием
Из них усовер-
шенствованных
тыс. км%тыс, км%тыс. км%
Европа353522,5263027,1157033,9
Азия188512,0101510,42254,8
Африка14008,93153,2851,8
Сев. Америка673042,8506052,2250054,0
Лат. Америка11507,32602,7901,9
Австралия и
Океания
10356,54304,41703,6
Итого1573510097101004640100

Густота сети А. д. (1964) составляла в среднем на земном шаре 24 км (на 100 км2 обжитой территории), в том числе в капиталистических и развивающихся странах — 30 км (из них в слаборазвитых странах -9,7 км), в социалистических странах — 11,0 км (в т. ч. в СССР — 9,6 км). Тот же показатель на 10 тыс жителей выглядит так: мир в целом — 56 км. капиталистические и развивающиеся страны — 72 км, в том числе слаборазвитые — 23 км. социалистические страны — 24 км, в том числе СССР — 59 км.
Важнейшие А. д. мира. Западная Европа: ЛондонПарижНицца — Рим — Палермо. Лондон — ЛозаннаМилан — Бриндизи. Лисабон — Париж — Стокгольм. Лисабон — Берн — КопенгагенСтокгольм — Хельсинки. Лондон — Вена — БудапештБелградАлександруполис — Стамбул. Рим — Берлин — Осло — Стурдаль. Рим — Вена — Варшава. Лондон — Гаага — Берлин — Варшава. (Париж) — ПрагаВаршава — (СССР). Триест — Прага — ЩецинГамбург — Берлин — Прага — Будапешт — Бухарест — Констанца. Берлин — ВроцлавКраковПшемысль — (СССР).
Азия: Базерган (граница с Турцией) — Хой — ТегеранМешхедГератКабулПешаварИсламабад — Дели — Дакка — Кало — ПномпеньСайгон и Тегеран — КерманЛахор — Дели (далее через Непал) — Дакка — Рангун- БангкокКуала-ЛумпурСингапурДжакарта — Денпасар (о. Бали).
Африка: Каир — АлександрияТриполиТунисАлжирТанжер, Каир — ЛуксорХартум, Алжир — Нигер, Алжир — Конго, Танжер — Дакар.
Северная Америка: ВашингтонНью-ЙоркОлбаниБуффало, ЧикагоОмахаШайеннСан-Франциско, Чикаго — Сент-ЛуисНовый Орлеан (США). ТоронтоМонреаль (Канада).
Латинская Америка: Нуэво-ЛаредоМехикоГватемалаСан-СальвадорМанагуаСан-Хосе, Рио-де-ЖанейроСан-ПаулуМонтевидеоБуэнос-АйресВальпараисо, КаракасБогота — Кито — Лима — Ла-Пас — Буэнос-Айрес.
Австралия: МельбурнСиднейБрисбен, Мельбурн — Аделаида — Порт-Огаста, Джералдтон — Перт — Олбани.

Табл.4. — Густота сети автомобильных дорог по частям света (км.)








Части светаНа 10 тыс. жит.На 100 км2
вся сетьдороги с
твёрдым
покрытием
вся сетьдороги с
твёрдым
покрытием
Европа109829370
Азия179126
Африка461051
Сев. Америка3192323123
Лат. Америка491151
Австралия и Океания582247125

А. д. СССР. Сооружение А. д. в СССР осуществляется с учётом размещения населённых пунктов, железных дорог, водных и воздушных путей сообщения и трубопроводов. По народно-хозяйственному значению, характеру обслуживаемых ими населённых пунктов А. д. делятся на: общего союзного значения, обеспечивающие межреспубликанские связи и соединяющие столицы союзных республик между собой и важнейшими экономическими центрами, а также обслуживающие международные сообщения, аэропорты и курорты общесоюзного значения. республиканского значения — обеспечивающие межобластные связи и соединяющие республиканские и областные центры между собой и важными экономическими центрами областей, железнодорожными станциями и портами, а также подъезды к А. д. общегосударственного значения. областного значения — обеспечивающие внутриобластные связи и соединяющие центры областей с городскими и районными центрами, а также важные промышленные и сельскохозяйственные пункты с сетью дорог республиканского значения, железнодорожными станциями и портами. местного значения, обеспечивающие внутрирайонные связи и соединяющие райцентры между собой и с отдельными населёнными пунктами, совхозами и колхозами. ведомственные, находящиеся в ведении отдельных министерств (лесного хозяйства, нефтедобывающей промышленности, цветной металлургии и др.).
А. д., соединяющие относительно удалённые друг от друга важные в экономическом и оборонном отношении районы и пункты и обеспечивающие массовое скоростное движение, называются магистральными (см. Автомобильная магистраль).
Строительство А. д. осуществляется за счёт государственных капитальных вложений, отчислений от прибылей автотранспортных предприятий, а строительство местных А. д. — с привлечением к участию промышленных, сельскохозяйственных и других хозяйственных предприятий и колхозов. Строительство А. д. широко развернулось в годы предвоенных пятилеток. В этот период была проведена реконструкция старых шоссе и построен ряд новых А. д. С 1913 по 1940 общее протяжение дорог с твёрдым покрытием увеличилось в 4 раза. В послевоенные годы проведены большие работы по восстановлению и ремонту А. д., построено много новых дорог с усовершенствованными покрытиями, а также крупных транзитных магистральных А. д., по которым осуществляется регулярное грузовое и пассажирское сообщение на дальние расстояния. За период с 1940 по 1966 протяжение А. д. с твёрдым покрытием возросло в 3 раза и составляет 456 тыс.км (на конец 1968). За это же время протяжение А. д. с усовершенствованными покрытиями возросло более чем в 20 раз (достигнув 145 тыс.км). Для большего удобства пользующихся дорогами и обеспечения безопасности движения важнейшим автомобильным магистралям присвоены маршрутные номера.
Москва — Ленинград (719 км. маршрут № 10) — первая в России дорога с твёрдым покрытием. Построена в 1722-46 (твёрдое покрытие с 1817 по 1834). Реконструирована в 1953-58. Подъезды к аэровокзалу Шереметьево и Завидовскому заповеднику. Скоростное движение до аэропорта Шереметьево без пересечений. Проходит через Клин, Калинин (обход), Валдай, Новгород. Вместе с А. д. Ленинград — Выборг (200 км) составляет магистральную А. д.
Москва — МинскБрест (1054 км. маршрут № 1) — транзитная магистраль, соединяющая Центр Европейской части СССР, БССР и Польскую Народную Республику. Строительство началось в 1936, закончено в 1954. Дорога проходит близ Гжатска, Вязьмы, Смоленска, Орши, Борисова, Барановичей, Кобрина.
Москва — ХарьковСимферополь (1395 км. маршрут № 4). Связывает Центр Европейской части СССР с Украиной, курортами Крыма. Участок Москва — Харьков построен в 1840-60. Дорога полностью реконструирована в 1946-50. Проходит через Серпухов, Тулу, Орёл, Курск, Белгород, Красноград, Новомосковск, Запорожье, Мелитополь, Джанкой. От Симферополя А. д. отходят на Евпаторию, Севастополь, Ялту, Феодосию и Керчь.
Москва — ВоронежРостов-на-Дону (1065 км. маршрут № 5). Соединяет Центральные районы с Северным Кавказом. В городе Шахты примыкает к А. д. Киев — Харьков — Ростов-на-Дону. Отдельные участки дороги построены во 2-й половине 19 в.. участок Кашира — Воронеж реконструирован в 1957-61. Строительство дороги полностью закончено в 1967. Проходит через Ступино, Каширу (мост через реку Оку), Ефремов, Елец, Богучар, Миллерово, Каменск-Шахтинский.
Москва — ГорькийКазань (819 км). Соединяет Москву с Поволжьем. Построена в 1839-89. Участок Москва — Горький реконструирован в годы 2-й и 3-й пятилеток в связи с постройкой Горьковского автозавода. Коренная реконструкция произведена в 1954-63. А. д. проходит через Ногинск, Владимир, Вязники, Чебоксары. Подъезды к Володарску, Дзержинску. Со строительством участка Казань — Свердловск А. д. войдёт в маршрут № 8. От города Владимира отходит А. д. на город Суздаль, Иваново.
Москва — Куйбышев (1070 км. маршрут № 7). Соединяет Центр со Средним Поволжьем. Проходит через Коломну, Рязань, Пензу, Сызрань, Тольятти. Реконструирована в 1957-65. В ближайшие годы после завершения сооружения А. д. Куйбышев — Уфа — Челябинск будет обеспечена связь с районом Урала.
Московская кольцевая А. д. (МКАД, 109 км) — скоростная автомагистраль. Построена в 1958-62. Обеспечивает распределение движения примыкающих магистральных дорог. С 1960 — граница Москвы.
Ленинград — Киев — Одесса (1744 км. маршрут №20) — транзитная Балтийско-Черноморская магистраль. Участок Ленинград — Киев построен в 1838-88, реконструирован после Великой Отечественной войны. Участок Киев — Одесса построен в 1955-60. Проходит через Лугу, Псков, Витебск, Оршу, Могилёв, Гомель, Чернигов, Белую Церковь, Умань.
Ленинград — Таллин — Рига — Калининград (1045 км. маршрут № 21) — основная прибалтийская А. д. Проходит через Нарву, Пярну, Елгаву, Шяуляй.
Киев — Харьков — Ростов-на-Дону (950 км. маршрут № 13) — крупнейшая широтная магистраль УССР. Построена в 1946-52. Проходит через Полтаву, Славянск, Артёмовск, Шахты, Новочеркасск.
Ростов-на-Дону — Новороссийск (415 км, маршрут № 18). Построена в 1954-59. Выход к Черноморскому побережью Кавказа. Проходит через Краснодар.
Черноморское шоссе (Новороссийск — Батуми) (750 км. маршрут № 19). Построено в 1887-1910. Восстановлено в 1946-50. Продолжаются работы по спрямлению и расширению участков с большим автомобильным движением. Подъезды к Адлеру, Абрау-Дюрсо, станции Мацеста, озеру Рица, Пицунде и др. В Самтредиа отходит А. д. на Тбилиси, Ереван, Баку (маршруты №№ 15, 17).
Ростов — Беслан — Баку (1332 км, маршрут № 14) — основная автомагистраль Северного Кавказа. Построена в 1945-55 до Орджоникидзе, на остальном протяжении в 1956-65. Промежуточные пункты: Тихорецк, Армавир, Минеральные Воды, Пятигорск, Нальчик, Сумгаит. Подъезды к Краснодару, Орджоникидзе, Грозному, Махачкале.
Беслан — Тбилиси — Ереван (533 км, маршрут №16). Соединяет кратчайшим путём Северный Кавказ и Закавказье. Промежуточные пункты: Орджоникидзе, Ленинакан. Участок Орджоникидзе — Тбилиси (208 км) называется Военно-Грузинской дорогой. Из Тбилиси отходят А. д. на Баку, Ереван, Батуми.
Алма-Ата — ФрунзеТашкент (812 км). Построена в 1957-65. Главная автомагистраль Южного Казахстана. Проходит через Джамбул — Чимкент.
Ташкент — Термез (708 км) — Большой узбекский тракт им. В. И. Ленина. Построен в 1940. В настоящее время (1968) производится коренная реконструкция со спрямлением и уширением отдельных участков. Проходит через Гулистан, Янгиер, Джизак, Самарканд. Вместе с предыдущей А. д. составляет маршрут № 36.
Фрунзе — Ош (605 км). Построена в 1956-65. Главная автомагистраль Киргизской ССР, соединившая кратчайшим путём северные и южные области республики. Проходит через Токтогул, Таш-Кумыр, Джалал-Абад. Крупнейший в СССР автодорожный тоннель (2,5 км) на высоте 3,2 км.
Ош — Хорог (701 км) — Памирский тракт. Вместе с дорогой Фрунзе — Ош составляет маршрут № 37. Дорога построена в 1931-34. Обеспечивает перевозки грузов для Горно-Бадахшанской АО. Проходит по территории Киргизской ССР и Таджикской ССР. Проложена по высокогорной местности (некоторые перевалы имеют высоту более 4 км). В зимнее время движение прерывается. Проводится реконструкция.
Бийск — Ташанта (626 км) — Чуйский тракт. Строился в 1903-13 как гужевой тракт в Монголию. Реконструирован в 1932-36 и в послевоенное время. Обслуживает связи Горно-Алтайской АО и внешнеторговые перевозки. Проходит по долине рек Катуни и Чуй. Подъезд к Горно-Алтайску. Продолжением Чуйского тракта в МНР является Западно-Монгольский тракт. Чуйский тракт является частью А. д. НовосибирскБийск — Ташанта общим протяжением 1040 км (маршрут № 34).
Абакан — Кызыл (436 км, маршрут № 35) — Усинский тракт (название от реки Ус — притока Енисея). Построен в 1911-17 как гужевой тракт. Пересекает Западные Саяны. Обслуживает транспортные связи Тувинской АССР. Проходит через Минусинск (ж.-д. станция). Подъезд к Шушенскому.
В ближайшие годы будут построены и реконструированы А. д.: Москва — Рига, Москва — Волгоград, Москва — Брянск — Киев, Куйбышев — Челябинск, Казань — Ижевск — Свердловск, Челябинск — Караганда, ПолтаваКишинев, Тольятти — Куйбышев и др.
В августе 1968 принято постановление ЦК КПСС и Совета Министров СССР о дальнейшем развитии дорожного строительства в СССР, которое предусматривает ежегодное увеличение темпов строительства и реконструкции А. д. на 20%. Объём строительства дорог с твёрдым покрытием к 1975 должен составить 40 тыс.км.
Г. И. Шейнис.
Рис. 1. Поперечный профиль автомобильной дороги.
Рис. 2. Пересечение автомобильных дорог Москва — Ленинград (слева) и Москва — Шереметьево.
Автомобильные дороги СССР (карта).



Рубрики А