Что такое Дымковская Игрушка

Дымковская Игрушка в Энциклопедическом словаре:

Дымковская Игрушка — русский художественный промысел, возникший на основеместных гончарных традиций. Название игрушки происходит от слободы Дымково, ныне район города Вятки, где производство игрушек уже в начале 19в. приобрело самостоятельное значение. Промысел имел семейную организацию- игрушку лепили женщины и девочки, приурочивая ее изготовление к весеннейярмарке. Возникновение промысла Игрушечный промысел в Вятке, видимо, возник в глубокой древности. Многие исследователи связывают изготовлениеглиняных свистулек с вятским весенним праздником «свистопляской», имеющимязыческие корни и посвященном солнцу. Участники праздника свистели вглиняные игрушки и перекидывались расписными глиняными шариками. Культовоезначение праздника давно было утрачено, но сам ритуал сохранялся до начала20 в. В середине 19 в. под влиянием городского быта и фарфоровой пластикив дымковском промысле складывается свой стиль. Если зооморфные свистульки, связанные с языческим ритуалом, еще длительное время сохраняли архаичныечерты, то другие изделия превратились в подобие фарфоровых статуэток:барышни в платьях с кринолинами, дамы в пелеринах с зонтиками, кавалеры, солдаты. К концу 19 в. производство глиняных игрушек было полностьювытеснено более дешевыми и технологичными гипсовыми отливками, подражавшими фарфоровым изделиям. Возрождение промысла связано с именами -А. А. Мезриной, потомственной мастерицы, сохранившей приемы лепки иросписи игрушек, и художника А. И. Деньшина, автора первых монографий одымковском промысле. В одной из книг он подробно описал сложную технологиюсоздания игрушек. Особенности производства дымковской игрушки Для ихпроизводства используется местная красная глина, тщательно перемешанная смелким речным песком. Фигурки лепят по частям, свертывая нужную форму израскатанных в блин глиняных комов. Отдельные детали собирают идолепливают, используя жидкую глину как связующий материал. Следы лепкисглаживают влажной тряпкой для придания изделию ровной поверхности. Послеполной просушки и обжига игрушки покрывают темперными белилами (преждепобелку осуществляли мелом, разведенным на молоке). Раньше игрушкирасписывали анилиновыми красителями, замешанными на яйце с квасом, используя вместо кистей палочки и перья. Расписанная игрушка вновьпокрывалась взбитым яйцом, что придавало блеклым анилиновым краскам блески яркость. Сегодня для росписи применяются темперные краски и мягкиеколонковые кисти. Использование широкой гаммы — до десяти цветов — придаетдымковской игрушке особую яркость и нарядность. Строго геометрическийорнамент строится по разнообразным композиционным схемам: клетки, полоски, круги, точки наносятся в различных сочетаниях. Завершают украшение игрушкиромбики из потали или сусального золота, наклеенные поверх узора. Организация артели и мастерской Стараниями А. И. Деньшина в 1933 при Вятской фабрике гипсовых изделий была организована артель «Вятскаяигрушка», где сначала работали лишь несколько мастериц: А. А. Мезрина, О.И. Коновалова, Е. А. Кошкина, Е. И. Пенкина, а возглавил ее сам Деньшин. Сэтого времени дымковская игрушка стала неотъемлемой участницей всехвыставок и фестивалей народного искусства. А. И. Мезриной в 1934 былоприсвоено звание Герой Труда. За годы существования промысла ассортиментигрушек постоянно обогащается. Сегодня большое место принадлежитмногофигурным жанровым композициям на темы городской жизни: гуляния, катания на лодках, карусели, ярмарки. В 1948 в Вятке открыта игрушечнаямастерская Художественного фонда. Дымковские мастерицы: Е. И.Косс-Деньшина, З. В. Пенкина, Л. С. Фалалеева, Н. П. Трухина и другие, сохраняя традиционные приемы лепки и росписи, стараются разнообразитьсюжеты, сделать игрушку более нарядной.

Определение «Дымковская Игрушка» по БСЭ:

Дымковская игрушка (вятская, кировская игрушка)
глиняные лепные расписные фигурки людей и животных (иногда в виде свистулек). один из русских народных художественных промыслов, которым заняты главным образом женщины, издавна существующий в заречной слободе Дымково близ г. Вятка (ныне на территории г. Кирова). Свистульки — конь, всадник, птица — восходят к древним магическим ритуальным изображениям и связаны с земледельческими календарными праздниками. Позднее фигурки, потеряв магическое значение, стали детской игрушкой, производство которой превратилось в художественный промысел. Вплоть до 20 в. их производство было приурочено к весенней ярмарке —
«свистунье» (в литературе впервые упомянута в 1811). В конце 19 в. промысел пришёл в упадок, Д. и. была вытеснена фабричными гипсовыми формованными статуэтками, подражавшими изделиям из фарфора. В советское время промысел возрождён. В 1933 была организована артель
«Вятская игрушка» (с 1948 — мастерская Художественного фонда РСФСР). Ныне Д. и. — декоративная скульптура, популярный русский сувенир.
Д. и. лепят из местной гончарной глины с добавлением речного песка. части соединяют жидкой глиной. После сушки и прокаливания в печи Д. и. белят мелом, разведённым на молоке, затем расписывают темперой (до 1953 — анилиновыми красками, растёртыми на яйце. от 4 до 10 и более цветов) и украшают листочками сусального золота. В современной Д. и. встречаются как древние мотивы, так и сохранившиеся от 2-й половины 19 в.
«барыни», «няньки», «водоноски» и др. В 1930-е гг. расширился круг тем Д. и. (сказочные сюжеты, сцены из современного быта), появились многофигурные группы на подставках, крупного размера фигуры (свыше 30 см) и др. Массивные, обобщённые несколько гротескные формы Д. и. подчёркиваются оборками, пышными воротниками и др. Яркая декоративная роспись, отличающаяся звучностью и гармоничностью цветовых сочетаний, включает геометрический орнамент (круги, клетки, полоски, точки разных цветов и размеров) и носит импровизированный характер, усиливая выразительность лепки. Известность получили работы мастериц А. А. Мезриной, Е. А. Кошкиной, О. И. Коноваловой, З. Ф. Безденежных, Е. И. Пенкиной, Е. И. Косс-Деньшиной.
Лит.: Русская народная игрушка, [в.] 1. Вятская лепная глиняная игрушка. Рисунки А. Деньшина. Текст А. Бакушинского, М., 1929. Дьяконов Л., Дымковские глиняные расписные, Л., 1965.
О. С. Попова.
Дымковская игрушка. А. А. Мезрина. «Конь». 1930-е гг. Музей игрушки, Загорск.
Дымковская игрушка. Е. З. Кошкина. «Нянька-кормилица». 1969.
Дымковская игрушка. Е. И. Пенкина. «Гармонист на коне». Музей народного искусства. Москва.
Дымковская игрушка. Неизвестный мастер. «Нянька кормилица». 19 — начало 20 вв. Музей игрушки, Загорск.
Дымковская игрушка. Г. И. Нохрина. «Коза и семеро козлят».1969. Музей игрушки, Загорск.
Дымковская игрушка. Е. И. Косс-Деньшина. «Павлин». 1969.



Рубрики Д