Что такое Дьюи

Дьюи в Энциклопедическом словаре:

Дьюи — (Dewey) Джон (1859-1952) — американский философ, один из ведущихпредставителей прагматизма. Отрицал объективность истины, отождествляя еес полезностью. Развил концепцию инструментализма, согласно которой понятияи теории — лишь инструменты приспособления к внешней среде. Создатель т.н. педоцентрической теории и методики обучения.

Определение слова «Дьюи» по БСЭ:

Дьюи (Dewey)
Джон (20.10.1859, Барлингтон, штат Вермонт, — 1.6.1952, Нью-Йорк), американский философ-идеалист, один из ведущих представителей Прагматизма. Окончил Вермонтский университет (1879). Профессор Мичиганского, Чикагского и Колумбийского (1904-30) университетов. Д. развил новый вариант прагматизма — Инструментализм, разработал прагматистскую методологию в области логики и теории познания. Согласно Д., различные виды человеческой деятельности суть инструменты, созданные человеком для разрешения индивидуальных и социальных проблем. Познание трактуется Д. в духе Бихевиоризма как сложная форма поведения, в конечном итоге — средство борьбы за биологическое выживание. Истина определяется не как соответствие объективной действительности, а как практическая эффективность, полезность. Помимо неизменных истин, Д. отвергает существование и неизменных этических норм, объявляя успех, практическую целесообразность критерием нравственности. Мораль, как и наука, составляет лишь техническое, оперативное средство социального маневрирования в любых интересах. Отвергая традиционные формы религии, Д. выдвигал на их место свою
«натуралистическую», или «гуманистическую», религию (вид богостроительства). Эстетическое сводится Д. к чувственному («искусство — это жизнь») и трактуется как всякое выражение гармонии, равновесия между организмом и средой.
В социальной области Д. выступал как идеолог буржуазного либерализма и «американского образа жизни». Идеям классовой борьбы он противопоставлял идеи классового сотрудничества и «мелиоризма», т. е. постепенного улучшения общества (особое место в этом процессе Д. отводил реформам в области педагогики). Возглавляемая Д.
«Лига независимого политического действия» активно участвовала в антисоветской пропаганде. В годы 2-й мировой войны 1939-45 Д. выступал с позиций буржуазного либерализма против идеологии фашизма, в частности против нацистского насилия над педагогикой.
Цель теории воспитания Д. — формирование личностей, умеющих «приспособляться к различным ситуациям» в условиях буржуазной системы «свободного предпринимательства». Д. подверг критике господствовавшую в США школу за отрыв от жизни, абстрактный схоластический характер обучения и предложил реформу всей школьной системы. Школьной системе, основанной на приобретении и усвоении знаний, он противопоставляет обучение
«путём делания», т. е. так, чтобы все знания извлекались из практической самодеятельности и личного опыта ребёнка. В школах, работавших по системе Д., не было постоянной программы с последовательной системой изучаемых предметов, а отбирались только такие знания, какие могли найти практическое применение в жизненном опыте учащихся. Д. является идеологом так называемой педоцентрической теории и методики обучения (см. Педоцентризм), согласно которой решающая и руководящая роль учителя в процессах обучения и воспитания умаляется и сводится в основном к руководству самодеятельностью учащихся и пробуждению их пытливости. В методике Д. наряду с трудовыми процессами непомерно большое место занимают игры, импровизации, экскурсии, художественная самодеятельность, домоводство. Воспитанию дисциплины учащихся Д. противопоставляет развитие их индивидуальности.
Особое внимание Д. уделял воспитанию у детей преданности буржуазной демократии. Большое значение он придавал роли семьи в воспитании и вовлечению родителей в осуществление педагогических задач. С этой целью им была организована «Ассоциация родителей и учителей».
Педагогические идеи Д. оказали большое влияние на общий характер учебно-воспитательной работы в школах США и некоторых др. стран, в частности и на советскую школу в 20-х годах, что нашло своё выражение в так называемых комплексных программах и в методе проектов, применявшихся в 20-х гг. Д. неоднократно выезжал в разные страны (Китай, Японию, Мексику, Англию, Турцию) для распространения своих педагогических идей. в 1928 посетил СССР.
Соч.: Reconstruction in philosophy, N. Y., 1920. Ideals, aims and methods of education, L., 1922. Experience and nature, Chi.-L., 1925. The quest for certainty, N. Y., 1929. Human nature and conduct, N. Y., 1930. Individualism old and new, L., 1931. Art as experience, N. Y., 1934. Democracy and education, N. Y., 1934. Logic. The theory of inquiry, N. Y., 1938. Problems of men, N. Y., 1946. Experience and education, N. Y., 1948. в рус. пер. — Психология и педагогика мышления, 2 изд., Берлин, 1922. Введение в философию воспитания, М., 1921. Школы будущего, М., 1922. Школа и ребёнок, 2 изд., М.-П., 1923. Школа и общество, М., 1925.
Лит.: Кроссер П., Нигилизм Дж. Дьюи, пер. с англ, М., 1958. Богомолов А., Англо-американская буржуазная философия, М., 1964. Хилл Т. И., Современные теории познания, пер. с англ., М., 1965. Geiger G. R., J. Dewey in perspective, N. Y., 1958. Deledalle G., Lid
йe dexpйrience dans la philosophiе de J. Dewey, [P., 1966]. Bernstein R. J., J. Dewey, N. Y., 1967. Somjee A. Н., The political theory of J. Dewey, N. Y., [1968]. Claparеde Ed., La pйdagogic de J. Dewey, Nchвt.-P., 1913. Rippe F., Die P
дdagogik J. Deweys…, [s. 1.], 1934. Smith M., J. Dewey and moral education, Wash., 1939. Schilpp P. A., The philosophy of J. Dewey, Evanston-Chi., 1939. Thomas M. H., J. Dewey. A centennial bibliography, Chi., 1962.
Б. Э. Быховский.
Дж. Дьюи.



Рубрики Д