Что такое Джотто

Джотто в Энциклопедическом словаре:

Джотто — (итал. Giotto — по имени Джотто ди Бондоне — который на одной изкартин изобразил комету Галлея), автоматическая межпланетная станция Европейского космического агентства для исследования кометы Галлея. Масса960 кг. Запущена 2 июля 1985, 14 марта 1986 пролетела на расстоянии ок.600 км от ядра кометы, удаление станции от Земли в этот момент составлялоок. 150 млн. км, скорость относительно кометы достигла 68 км/с.


ди Бондоне (Giotto di Bondone) (1266/1267 — Колле да Веспиньяно, Тоскана — 8 января 1337, Флоренция), итальянский живописец, мастерфлорентийской школы. Имя художника, видимо, является производным от Амброджотто (Амброджо) или Анджолотто (Анджело). Биография Согласноисточникам 14 в. учился у Чимабуэ. Работал во Флоренции, Риме (ок. 1300),Падуе (ок. 1305-08), Неаполе (ок. 1328-33), Милане (ок. 1335-36) и другихгородах Италии. В 1327 вместе со своими учениками записался в цехфлорентийских живописцев. В 1334 был назначен руководителем строительствафлорентийского собора и его колокольни (кампанилы. к моменту его смертибыл возведен ее первый ярус). Творчество Реформатор итальянской живописи, Джотто открыл новый этап в истории живописи всей Европы и явился предтечейискусства Возрождения. Его историческое место определяется преодолениемсредневековых итало-византийских традиций. Джотто создал облик мира, адекватный реальному по своим основным свойствам — материальности ипространственной протяженности. Использовав ряд известных в его времяприемов — угловые ракурсы, упрощенную, т. н. античную, перспективу, онсообщил сценическому пространству иллюзию глубины, ясность и четкостьструктуры. Одновременно он разработал приемы тональной светотеневоймоделировки форм при помощи постепенного высветления основного, насыщенного красочного тона, что позволило придать формам почтискульптурную объемность и в то же время сохранить сияющую чистоту цвета, его декоративные функции. Капелла дель Арена В творческом наследии Джоттоцентральное место занимают росписи капеллы дель Арена в Падуе (ок.1305-08) — однонефной церкви, построенной, видимо, по его же проекту. Этотобширный фресковый цикл включает в себя роспись коробового свода, уподобленного синей небесной тверди с золотыми звездами и заключенными вмедальоны изображениями Христа, Марии и пророков, композицию «Страшныйсуд» на западной стене, тридцать четыре сцены из жизни Марии и Христа, расположенные в три ряда на длинных боковых стенах и т. н. «триумфальнойарке» алтаря. Именно эти сцены определяют характер росписей капеллы. Строгая упорядоченность их расположения организует всю ритмику интерьера, построенное на насыщенных красочных тонах цветовое решение сообщает всемуансамблю праздничный характер. Земная жизнь Марии и Христа предстает вэтих композициях как связанные неторопливым ритмом повествования этапыпатриархального, эпически-величественного бытия. Джотто очень скупообозначает приметы изображаемого им мира условными скалистыми горками, светлыми зданиями, густой ультрамариновой синевой неба. Но самымзамечательным открытием Джотто являются его персонажи — коренастые, широколицые, наделенные величавым обликом, облаченные в одежды и плащипростого покроя из тяжелых, однотонных тканей, задрапированных в крупныескладки. Капеллы Барди и Перуцци Дальнейшую эволюцию творчества Джоттопредставляют пострадавшие от времени росписи небольших семейных капелл Барди и Перуцци на хорах флорентийской церкви Санта Кроче (ок. 1320-25).Живописная декорация каждой капеллы включает шесть сцен, расположенных набоковых стенах по три друг над другом и решенных более сложно, чем вкапелле дель Арена. Возрастает роль архитектурного фона, ограничивающего ичетко формирующего сценическое пространство, сами постройки становятсяболее многообразными, приобретают сходство с реальной архитектурой эпохи Джотто. В многофигурных сценах появляется больше подробностей иповествовательных моментов, наконец, Джотто интересуют сложныепространственные и оптические эффекты. Так, в росписях капеллы Перуцци, посвященных Иоанну Крестителю и Иоанну Богослову, Джотто изображаетархитектурную декорацию в угловом ракурсе, соответствующем точке зрениязрителя, стоящего у входа в капеллу. Другие работы. Влияние Единственнаядошедшая до нас станковая работа Джоттомонументальный алтарный образ»Мадонна на троне» («Мадонна Оньисанти», Уффици, ок. 1310). Восходящая к14 в. традиция связывала с именем Джотто обширный живописный цикл «Историясв. Франциска» в базилике Сан Франческо в Ассизи (ок.1297-99), однакомногие современные исследователи отвергают авторство Джотто. Среди недошедших до нас работ Джотто источники называют большую мозаичнуюкомпозицию «Навичелла» на фасаде римской раннехристианской базилики св. Петра, снесенной в начале 16 в., живописные циклы «Знаменитые люди»,выполненные для короля Неаполя Роберта и правителя Милана Аццоне Висконти. Джотто оказал влияние на формирование ведущих школ итальянской живописи 14в., прежде всего флорентийской, а также на ряд мастеров, работавших в Сиене и Падуе. К его наследию неоднократно обращались мастера итальянского Возрождения от Мазаччо до Микеланджело.

Определение слова «Джотто» по БСЭ:

Джотто — ди Бондоне (Giotto di Bondone) [1266 или 1267, Колле-ди-Веспиньяно (?), Тоскана, — 8.1.1337, Флоренция], итальянский живописец. Представитель искусства Проторенессанса. Учился, по-видимому, в мастерской Чимабуэ (1280-90). Работал главным образом в Падуе и Флоренции. Пользовался широким признанием среди своих современников и граждан Флоренции, где с 1334 руководил строительством собора и городских укреплений.
С именем Д. связан переворот в развитии итальянской живописи. Смело порывая со средневековыми художественными канонами и традициями итало-византийской живописи, Д. вносит в религиозные сюжеты земное начало. Сцены евангельских легенд он изображает с небывалой жизненной убедительностью, превращая их в исполненный драматизма, увлекательный рассказ. К числу ранних работ Д. относятся некоторые из фресок Верхней церкви Сан-Франческо в Ассизи (между 1290 и 1299). Фрески выполнялись группой мастеров, поэтому достоверные произведения Д. определить трудно (ряд исследователей отрицает авторство Д.). В начале 1300-х гг. Д. посетил Рим.
Знакомство с позднеантичной живописью и произведениями П. Каваллини повлияло на его творчество. В 1304-06 Д. создаёт своё главное произведение — росписи капеллы Скровеньи (капеллы дель Арена) в Падуе. Расположенные на стенах капеллы в 3 яруса, росписи воссоздают в последовательном порядке историю жизни Марии и Христа. Решение темы в виде ряда драматических эпизодов, соблюдение в каждой композиции единства времени и места, небывало энергичное построение объёмов и пространства сценической площадки, простота ситуаций и пластическая выразительность жестов, светлый, праздничный колорит делают росписи выдающимся произведением проторенессансной живописи в Италии. Исполненные сдержанности и достоинства герои Д. отражают становление представлений о ценности человеческой личности и земного бытия. В начале 14 в. Д. выполняет росписи в церкви Бадия во Флоренции (1300-02. фрагменты обнаружены в 1966), а также ряд алтарных образов, среди которых наиболее известна
«Мадонна во славе» («Мадонна Оньиссанти». 1310-20, Галерея Уффици, Флоренция). Сохраняя традиционную композицию, Д. достигает большей убедительности пространственного построения, монументальности и внутренней значительности образа. К позднему периоду творчества Д. относятся росписи капелл Перуцци (около 1320) и Барди (1320-25) во флорентийской церкви Санта-Кроче на темы житий Иоанна Крестителя, Иоанна Евангелиста, Франциска Ассизского. Органически связанные с архитектурой капелл, росписи отличаются спокойной торжественностью, архитектонической стройностью композиции, сдержанностью цветовой гаммы.
Д. приписывают проект кампанилы (колокольни) флорентийского собора, которой при готическом характере декора свойственны ясная расчленённость и ритмическая соразмерность частей (строительство начато в 1334, продолжено в 1337-43 Андреа Пизано, завершено около 1359 Ф. Таленти). Творчество Д. оказало огромное влияние на развитие итальянского искусства, которое сказывалось как в работах его учеников (Таддео Гадди), так и в произведениях многих крупнейших мастеров 14-15 вв. (Альтикьеро, Аванцо, Мазаччо, Кастаньо) и Высокого Возрождения (Микеланджело).
Лит.: Алпатов М. В., Итальянское искусство эпохи Данте и Джотто, М. — Л., 1939. Лазарев В. Н., Происхождение итальянского Возрождения, т. 1, М., 1956, с. 110-22. [Данилова И.], Джотто. [Альбом], М., 1970. Gnudi С., Giotto, Mil., 1958. Salvini R. (red.), Tutta la pittura di Giotto, 2 ed., Mil., 1962. Bucci М., Giotto, Firenze, [1966]. Vigorelli G., Baccheschi E., Lopera completa di Giotto, Mil., 1966.
И. Е. Данилова.
Джотто. «Оплакивание Христа». Фреска в капелле дель Арена в Падуе. 1304-06.



Рубрики Д