Что такое Функционализм

Значение слова Функционализм по Ефремовой:

Функционализм — Направление в архитектуре 20-30-х годов XX в., возникшее в Германии и Нидерландах, отличающееся рациональностью в строительстве и пренебрежением к художественной выразительности.

Функционализм в Энциклопедическом словаре:

Функционализм — направление в архитектуре 20 в., требующее строгогосоответствия зданий и сооружений протекающим в них производственным ибытовым процессам (функциям). Функционализм возник в Германии (школа»Баухауз») и Нидерландах (Я. Й. П. Ауд). во многом сходны исканияконструктивизма в СССР. Используя достижения строительной техники,функционализм дал обоснованные приемы и нормы планировки жилых комплексов(стандартные секции и кварталы, «строчная» застройка кварталов торцамизданий к улице).

Значение слова Функционализм по Психологическому словарю:

Функционализм — Функционализм (от лат. functio — исполнение) — методологическая позиция В. Джемса — . Согласно ему психологическое должно рассматриваться как выполнение ряда функций, направленных на адаптацию организма к окружающему миру и удовлетворению базовых потребностей. В соответствии с этим система обучения рассматривалась как набор упражнений уже существующих функций. В этом ключе работали, в частности Дж. Дьюи — , Э. Клапаред — .

Значение слова Функционализм по словарю Ушакова:

ФУНКЦИОНАЛИЗМ, функционализма, мн. нет, м. (экон.). Функциональная теория денег — буржуазная, антимарксистская теория, признающая только функциональную ценность денег как средства обращения или платежа.

Определение слова «Функционализм» по БСЭ:

Функционализмнаправление в зарубежном зодчестве 20 в., основанное на утверждении первичности функции (утилитарно-практические назначения) произведения архитектуры по отношению к его форме.
Во 2-й половине 19 в. принцип целесообразной формы, соединённой с этическим принципом правдивости выражения назначения и конструкции здания, был противопоставлен Эклектизму, выявившему характерное для буржуазной культуры расщепление эстетического и утилитарного начал (на что указывали, в частности, английский критик Дж. Рескин и английский писатель, теоретик и дизайнер У. Моррис). Идеи целесообразной архитектуры развивались под влиянием теорий естественных наук (прежде всего эволюционной теории Ч. Дарвина). Природа стала рассматриваться как источник образцов совершенного приспособления формы к её назначению (американский скульптор и теоретик искусства Х. Гриноу и др.).
Систему идей американского «протофункционализма» конца 19 в. завершил архитектор Л. Г. Салливен. В США эти идеи не получили непосредственные продолжения. лишь Ф. Л. Райт развивал на их основе теорию органической архитектуры.
Выдвинутая Салливеном формула «форму определяет функция» в середине 1920-х гг. была подхвачена западно-европейскими архитекторами, сторонниками Рационализма, полемически упростившими её содержание, сведя его к первичности утилитарного по отношению к эстетическому. Основанные на этой формуле принципы функциональности разрабатывались и пропагандировались Ле Корбюзье во Франции, а наиболее последовательно — архитекторами, связанными с
«Баухаузом» в Германии (В. Гропиус, Л. Мис ван дер Роэ, Х. Мейер и др.). Идеи целесообразного конструирования жизненной среды связывались с социальной утопией «жизнестроительства», создания материальных форм, которые могли бы способствовать
«разумному преобразованию» капиталистического общества.
На структуру построек переносился принцип построения механизма. здания расчленялись в точном соответствии с последовательностью функциональных процессов, для которых они предназначались. Функции при этом анализировались на основе методов научной организации труда, в духе Тейлоризма. Принцип зонирования территории с выделением особого пространства для каждой из главных жизненных функций (их определяли так: «жить, работать, отдыхать, передвигаться»)
был перенесён и в область градостроительства. Рассудочные методы архитектурного творчества были доведены до крайней механистичности немецкими архитекторами, работавшими в конце 1920-х гг. в области муниципального жилищного строительства (Э. Май, Б. Таут, М. Вагнер).
Под влиянием Конструктивизма, представители которого решали задачи, во многом родственные поискам ведущих мастеров Ф., в творчестве западно-европейских архитекторов, связанных с Ф., во 2-й половине 1920-х гг. развивались демократические тенденции и элементы трезвого социального анализа. В условиях экономических трудностей конца 1920-х гг. идеи Ф. получили популярность у предпринимателей, их утопические идеи использовались социал-реформистскими политиками, но элементы социальной прогрессивности выхолащивались. Ф. утвердился во всех странах Западной Европы, а также в США и Японии. Однако наряду с распространением вширь он терял черты творческого метода, преобразуясь в некий
«международный стиль», оперировавший внешними атрибутами целесообразной формы. Стремясь укрепить веру в трезвую целеустремлённость направления, приверженцы и стали называть его «Ф.» (швейцарский теоретик архитектуры З. Гидион внедрил этот термин как характеризующий всё «нетрадиционное» зодчество 1920-30-х гг.).
Повсеместное, не зависящее от условий среды и климата насаждение форм и приёмов, возникших в конкретных условиях Германии и Франции, вело к противоречиям с самим принципом рационального подхода к архитектуре. Архитекторы Финляндии (А. Аалто и др.), Швеции (С. Маркелиус и др.) уже в 1930-е гг., опираясь на метод Ф., стали разрабатывать приёмы, отвечающие национальной специфике своих стран. Это положило начало развитию региональных архитектурных школ, развивавшихся в рамках Ф.,
«международный стиль» стал распадаться. Разочаровавшись в иллюзиях «великой социальной миссии архитектуры», объединявших зачинателей Ф., его приверженцы стали отходить от анализа социальных проблем, что ещё более подрывало позиции Ф.
После 2-й мировой войны 1939-45 влияние архитектуры Ф. возродилось при восстановлении разрушенных городов, однако единство «международного стиля» распалось окончательно. Против основной доктрины Ф. выступил один из прежних его лидеров Л. Мис ван дер Роэ, а также приверженцы Брутализма, возродившегося Неоклассицизма и возврата к историческим традициям.
В современной сов. архитектурной теории преобладает тенденция к внимательному изучению творческого наследия мастеров Ф. (в особенности тех концепций, которые были связаны с проблематикой советского зодчества 1920-х гг.). вместе с тем подвергаются критике социально-утопические воззрения представителей Ф., многие из которых надеялись преобразовать капиталистическое общество с помощью архитектуры.
Лит.: Всеобщая история архитектуры, т. 11, М., 1973. Мастера архитектуры об архитектуре, М., 1972. Гропиус В., Границы архитектуры (пер. с нем.), М., 1971. Sfaellos C. A., Le fonctionnalisme dans larchitecture contemporaine, P., 1952. Zurko E. R. de, Origins of functionalist theory, N. Y., 1957.
А. В. Иконников.



Рубрики Ф