Что такое Инструментовка

Значение слова Инструментовка по Ефремовой:

Инструментовка — 1. Изложение музыкального произведения для исполнения определенным составом инструментов, ансамблем, хором.
2. Область изучения свойств отдельных музыкальных инструментов и принципов их сочетания в оркестре.

Значение слова Инструментовка по Ожегову:

Инструментовка — Изложение музыкального произведения для исполнения оркестром, камерным ансамблем, а также хором


Инструментовка Раздел теории музыки, посвященный принципам такого изложения и изучающий свойства инструментов


Инструментовка Фоническая организация стиха

Инструментовка в Энциклопедическом словаре:

Инструментовка — изложение музыки в виде партитуры для камерного ансамбля(дуэт, трио, квартет, квинтет и др.) или оркестра (симфонического,духового, народных инструментов и др.). Переложение для оркестровогосочинения, написанного для другого исполнительного состава, часто называюторкестровкой.

Значение слова Инструментовка по словарю синонимов:

Инструментовка — оркестровка

Значение слова Инструментовка по словарю Ушакова:

ИНСТРУМЕНТОВКА
инструментовки, ж. 1. только ед. Приспособление музыкального произведения для исполнения оркестром на инструментах (муз.).

Определение слова «Инструментовка» по БСЭ:

Инструментовкаизложение музыкального произведения для какого-либо инструментального состава — от камерного ансамбля до симфонического оркестра. В широком смысле слова говорят и об И. для вокального ансамбля, хора. Чаще всего под И. понимается изложение музыки для оркестра. В том же значении нередко используется и термин оркестровка. Порою, однако, этим терминам придают разное значение, понимая под И. изложение для оркестра сочинения, специально задуманного как оркестровое, а под оркестровкой — изложение для оркестра произведения, написанного для другого состава или для какого-либо одного инструмента (например, для фортепиано). И. основывается на использовании наиболее естественных технических и выразительных возможностей каждого инструмента, на соединении звучания однородных и разнородных инструментов, на противопоставлении контрастных звуковых красок. Эволюция И. тесно связана с развитием всего музыкального искусства, со сменой различных стилей. в И. находят отражение и особенности творческой индивидуальности композитора, его отдельного произведения.
Примерно с 17 в. стала входить в практику запись оркестровой музыки в виде партитуры. до этого инструментальный состав обычно не определялся композитором, и одно и то же сочинение могло исполняться различными исполнительскими силами. Искусство И. развивалось параллельно с обогащением музыкального инструментария, совершенствованием техники сольной игры, расширением состава оркестра. Наряду с собственно оркестровыми жанрами видную роль в развитии И. играла опера. Один из важнейших этапов эволюции И. связан с творчеством композиторов венской классической школы — И. Гайдна, В. А. Моцарта, Л. Бетховена. Особенно быстро искусство И. развивалось в 19-20 вв. В это время поиски новых средств И. интенсивно велись в области оркестровой программной музыки. Особое значение приобретает красочность тембров и их сочетаний. в сочинениях Г. Берлиоза, Р. Вагнера, Ф. Листа, Р. Штрауса, Г. Малера увеличение оркестрового состава нередко совмещается с тонкой дифференциацией оркестровых партий. Большой вклад в области И. внесли русские композиторы-классики — М. И. Глинка, Н. А. Римский-Корсаков, П. И. Чайковский, С. В. Рахманинов, А. Н. Скрябин. их традиции трактовки оркестра творчески развивают советские композиторы.
Лит.: Каре А., История оркестровки, пер. с англ., М., 1932. Видор Ш. М., Техника современного оркестра, пер. с франц. и доп. Д. Рогаль-Левицкого, М., 1938. Римский -Корсаков Н. А., Основы оркестровки…, 2 изд., ч. 1-2, М.-Л., 1946. Глинка М. И., Заметки об инструментовке, в кн.: М. И. Глинка. Литературное наследие, т. 1, Л.-М., 1952. Василенко С. Н., Инструментовка для симфонического оркестра, т. 1, М., 1952. Berlioz Н., Grand trait
й d&rsquo.instrumentation et d&rsquo.orchestration modernes, P., 1843.


Инструментовка — звукопись, упорядоченный подбор звуков в стихе или в прозе, организующий художественное единство отрезков текста: аллитерации, ассонанс, звукоподражание и т. п. См. Фоника.



Рубрики И