Что такое Классификация

Классификация в Энциклопедическом словаре:

Классификация — в горном деле — разделение частиц измельченных полезныхископаемых на однородные по крупности, плотности и др. продукты (классы).Классификация производится в классификаторах.


(от лат. classis — разрядкласс и …фикация), в логике -система соподчиненных понятий (классов объектов) какой-либо области знанияили деятельности человека, используемая как средство для установлениясвязей между этими понятиями или классами объектов. Научная классификациявыражает систему законов, присущих отображенной в ней областидействительности. Различают естественные классификации, основания которых- существенные признаки объектов (напр., периодическая система химическихэлементов), и искусственные классификации, в которых используютсянесущественные признаки. к искусственным классификациям относятся т. н.вспомогательные классификации (алфавитно-предметные указатели, именныекаталоги в библиотеках).

Значение слова Классификация по Бизнес словарю:

Классификация — распределение объектов по классам, группам, разрядам с условием, что в одну группу, класс, разряд попадают объекты, обладающие общим признаком.

Значение слова Классификация по Логическому словарю:

Классификация —  — многоступенчатое, разветвленное деле­ние логического объема понятия. Результатом К. является система соподчиненных понятий: делимое понятие является родом, но­вые понятия — видами, видами видов (подвидами) и т. д. Наибо­лее сложные и совершенные К. дает наука, систематизирующая в них результаты предшествующего развития к.-л. отраслей знания и намечающая одновременно перспективу дальнейших исследо­ваний. Блестящим примером научной К. является периодическая система элементов Д. И. Менделеева, фиксирующая закономер­ные связи между химическими элементами и определяющая мес­то каждого из них в единой таблице. Эта система позволила сде­лать подтвердившиеся вскоре прогнозы относительно неизвестных еще элементов. Большую роль в развитии биологии сыграла К. жи­вотных и растений К. Линнея. Хорошо известна К. элементарных частиц, даваемая современной физикой. К. подразделяется на е с т е с т в е н н у ю и искусственную. В качестве основания первой берутся существенные признаки, из которых вытекают многие производные свойства упорядочива­емых объектов. Искусственная К. использует для упорядочива­ния объектов несущественные их признаки, вплоть до ссылки на начальные буквы имен этих объектов (алфавитные указатели, имен­ные каталоги в библиотеках и т. п.). Было время, когда естественная К. объявлялась высшей целью изучения природы и венцом научного ее познания. В XX в. пред­ставление о роли К. в процессе познания заметно изменилось. Про­тивопоставление естественной и искусственной К. во многом утра­тило свою остроту. Далеко не всегда удается существенное четко отделить от несущественного, особенно в обществе и живой приро­де. кроме того, существенное в одном отношении может оказаться гораздо менее важным в другом отношении. Поэтому роль К., в   том числе естественной, не должна переоцениваться, тем более не должно преувеличиваться ее значение в области сложных и динамичных социальных объектов и явлений. Как стало очевид­ным еще в прошлом веке, абсолютно резкие разграничительные линии несовместимы с теорией развития.

Значение слова Классификация по словарю синонимов:

Классификация — классифицирование
систематизация
систематизирование
систематика
группировка

Значение слова Классификация по словарю Ушакова:

КЛАССИФИКАЦИЯ
(аси), классификации, ж. (книжн.). 1. Действие по глаг. классифицировать. 2. Система распределения предметов или понятий какой-нибудь области на классы, отделы, разряды и т. п. Классификация растений. Классификация минералов. Классификация наук.

Значение слова Классификация по словарю Брокгауза и Ефрона:

Классификациявесьма важный логический прием, которым пользуются при изучении предмета и который основан на логическом делении понятий. Действительно, классификация есть не что иное, как деление понятия на его составные элементы. Делением называется раскрытие объема известного понятия. оно происходит путем перечисления всех видов (т. е. меньших по объему понятий), входящих в состав делимого понятия. Отсюда ясно, что разделены могут быть только общие понятия, охватывающие собой различные части. ясно также, что для деления необходимо иметь основание или принцип (principium divisionis), делающий возможным правильное перечисление полученных благодаря делению членов его (parles divisionis). От правильного деления мы требуем, во-первых, полноты деления, т. е. чтобы все члены деления были перечислены. во-вторых — чистоты, т. е. чтобы члены деления не были пересекающимися понятиями. Основанием для деления может служить любой признак делимого понятия. пользуясь признаком как принципом деления можно, при посредстве закона противоречия, всегда получить чистое двухчленное деление (дихотомию), например делить предметы на неорганические и органические, и т. д. Все сказанное имеет полное применение к К. Когда исследователь имеет перед собой сложный ряд однородных явлений, то он должен их расположить в известном порядке, удобном для исследования. он должен сгруппировать сходные явления и отличить их от тех, которые только кажутся сходными с ними, в действительности же отличны от них. он должен расположить эти группы в таком порядке, чтобы степень сродства их и взаимной зависимости выражались бы в самом расположении. Классифицируя явления, их можно делить на группы, эти группы вновь подразделять и т. д.. например, понятие царства (хотя бы животных) можно разделить на классы, классы на роды, роды на виды, виды на подвиды и т. д. Исследователь, производя это деление, может иметь в виду различные цели, объективные или субъективные, причем и характер К. зависит от ее цели. Естественной К. называется та, которая предпринята ради объективной цели распределения самых исследуемых явлений, причем распределение их должно быть поставлено в зависимость от наиболее существенных признаков и от наибольшего числа их. Такова, например, К. животного царства, принадлежащая Кювье, который на основании особенностей нервной системы и относительного положения главных органов разделил животных на четыре типа. Но, классифицируя явления, можно иметь в виду и субъективные цели: например, удобства передачи исследованного (цели педагогические) или удобства применения (цели практические). Такую К. следует назвать искусственной. например, хронологическая передача событий истории представляет собой К. по одному лишь признаку, представляющую, с точки зрения педагогической, некоторые удобства. Примером К., предпринятой исключительно ради практических целей, могут служить К. психических болезней, в которых не только не выдержан основной принцип деления (симптомологический иногда переходит в этиологический), но выделены некоторые группы болезней, не нашедших себе места в больших перечисленных группах. Правильная К. явлений — несомненно, дело большой важности, ибо она сокращает описание (на основании логического принципа: quod de omnibus valet, et de quibusdam valet) и указывает на сродство явлений, так что в известном отношении является эвристическим принципом. Напротив того, путанная К., сближая разнородное и разъединяя однородное, служит препятствием для исследователя. Примером хорошей К., способной к развитию, может служить Контова К. наук, основанная на принципе относительной сложности и на идее иерархии наук (см.). Э. Радлов. Классификация наук — см. Наука, Естествознание, Систематика и названия отдельных наук. Классификация животных имеет задачей такую группировку всех известных представителей животного царства, которая облегчает их обзор и изучение. Ввиду этого современная зоология стремится группировать животных, по возможности, естественным образом, т. е. руководясь не какими-либо внешними случайными признаками, а действительным сходством и различием между ними по строению и истории развития. Кроме того, изучая отношения различных групп животных между собой по происхождению, зоология стремится внести этот элемент и в К. животных, и, соответственно этому, целью ее является такая система, которая выражала бы собой историю происхождения современного животного мира. Главные единицы, категории в К. животных: вид — species, род — genus, семейство — familia, отряд — ordo, класс — classis, тип — typus (например, вид домашняя кошка [Felis domestica], род — кошка [Felis], семейство — кошачьи [Felidae], отряд — хищные [Carnivora], класс — млекопитающие [Mammalia], тип — позвоночные [Vertebrata]). Но так как выразить различные степени сходства между животными, распределяя их по этим группам, оказывается часто невозможным, то приходится прибегать к различным другим систематическим единицам, каковы подвид, подрод и т. п. Во всяком случае, распределение животных по тем или другим систематическим категориям остается часто весьма условным и, при отсутствии строго объективных оснований для этого, во взглядах на этот предмет господствует большое разногласие. Данные относительно употребительной современной системы животных и ее истории — см. Зоология, также Вид. Н. Кн. Классификация растений — см. Ботаника.

Определение слова «Классификация» по БСЭ:

Классификация — Классификация (от лат. classis — разряд, класс и facio — делаю, раскладываю)
система соподчиненных понятий (классов объектов) какой-либо области знания или деятельности человека, часто представляемая в виде различных по форме схем (таблиц) и используемая как средство для установления связей между этими понятиями или классами объектов, а также для точной ориентировки в многообразии понятий или соответствующих объектов. К. должна фиксировать закономерные связи между классами объектов с целью определения места объекта в системе, которое указывает на его свойства. В этом аспекте К. служит средством хранения и поиска информации, содержащейся в ней самой. например, биологические систематики, К. химических элементов (см. Периодическая система элементов Д. И. Менделеева), К. наук (см. Наука), К. металлургических процессов. Другая задача К. — проведение эффективного поиска информации или каких-либо объектов, содержащихся в специальных хранилищах (информационные фонды, архивы, склады). таковы библиотечные К. (см. Классификации библиотечно-библиографические), информационно-поисковые языки, классификаторы изделий.
Подлинно научная К. должна выражать систему законов, присущих отображенному в ней фрагменту действительности, которые обусловливают зафиксированные в К. свойства и отношения объектов. Их систематизация призвана учитывать тот факт, что в природе нет строгих разграничений и переходы от одного класса к другому — неотъемлемое свойство действительности. Это требование к К. находит отражение в специальных приёмах: использование, например в библиотечных К., отсылок
(«смотри», «смотри также») и размещение одного и того же понятия в различных местах К.
К. содействует движению науки или отрасли техники со ступени эмпирического накопления знаний на уровень теоретического синтеза, системного подхода. Такой переход возможен лишь при условии теоретического осмысления многообразия фактов. Практическая необходимость К. стимулирует развитие теоретических аспектов науки или техники, а создание К. является качественным скачком в развитии знания. К., базирующаяся на глубоких научных основах, не только представляет собой в развернутом виде картину состояния науки (техники) или ее фрагмента, но и позволяет делать обоснованные прогнозы относительно неизвестных еще фактов или закономерностей. Примером могут служить предсказания свойств ещё не найденных элементов по системе Менделеева.
Когда К. представляет собой систему соподчинённых понятий, её структура иногда может быть изображена в виде перевёрнутого «дерева». узлу, являющемуся «корнем», соответствует наиболее общее понятие, «листьям»
— самые частные, а узлам разветвленийостальные названия классов. отрезки, соединяющие все эти точки, выражают отношение подчинения, в котором находятся более общие и менее общие понятия. Маршруты, идущие от «корня» к «листьям»,
называются вертикальными рядами К., а узлы, одинаково отстоящие от общего подчиняющего понятия, образуют горизонтальный ряд. Так, в «Универсальной десятичной классификации» произведений печати «корню» соответствует понятие обо всей совокупности произведений печати, которое делится затем на 10 главных классов, и т.д.
Имеются два пути разработки таблиц К. — дедуктивный и индуктивный. Первый подход состоит в задании исходных общих понятий и основании подразделения. выявление подчиненных понятий происходит в процессе подразделения подчиняющего. единство оснований подразделения и стабильность К. обеспечиваются самим способом ее построения. При втором подходе основываются на понятиях об отдельных предметах или их совокупностях, объединяя их в классы. обеспечение логического единства и устойчивости К. становится более трудным, чем при первом способе. Обычно К. строятся с применением обоих подходов: высшие классы, как правило, образуются дедуктивно, низшие — индуктивно. дедукции отдают предпочтение в систематизации областей знания, индукции — при обработке фактического материала и оформлении его в виде схем и таблиц.
По степени существенности оснований подразделения различаются естественные и искусственные К. Если в качестве основания берутся существенные признаки, из которых вытекает максимум производных, так что К. может служить источником знания классифицируемых объектов, то такая К. называется естественной (например, периодическая система химических элементов). Если же в К. используются несущественные признаки, то К. считается искусственной. к искусственным К. относятся так называемые вспомогательные К. (алфавитно-предметные указатели, именные каталоги в библиотеках). В зависимости от широты К. могут быть энциклопедическими (универсальными), специальными (отраслевыми) и К. узкого круга однородных явлений.
Иногда термином «К.» обозначают процесс разнесения объектов по классам. Здесь правильнее употреблять слово «классифицирование». Основным принципом этого процесса является сравнение рассматриваемых объектов с заданными образцами, эталонными представителями классов. Этот принцип используется, например, в биологических систематиках, а также лежит в основе алгоритмов автоматического классифицирования документов или фигур (распознавания образов).
Особенно остро проблема построения и использования К. встала в период современной научно-технической революции, приведшей к так называемому информационному взрыву. Обилие и плохая упорядоченность новых понятий и терминов, печатных и неопубликованных материалов затрудняют поиск и использование нужных данных, что вызывает информационный дефицит, тормозящий общественный прогресс. Разработка оптимальной К. становится поэтому не только научной, но и экономически важной задачей.
Б. В. Якушкин.


Классификация — Классификация (в обогащении полезных ископаемых)
разделение мелких материалов на отдельные классы крупности с использованием различия разделяемых частиц в размерах, форме и др. специфических характеристиках. Крупные куски (до 2-4 мм) разделяются на классы с помощью сит Грохочением или рассевом. Тонкие материалы разделить на отдельные классы крупности с помощью сит трудно, мелкие ячейки сит забиваются, рассев малопроизводителен. Наиболее распространено использование для К. разницы в скорости перемещения частиц в воде или воздухе под действием сил тяжести или центробежных сил. В этих случаях скорость движения зависит главным образом от размера частиц, но существенное влияние оказывают также плотность и форма частиц. Например, скорости падения крупной частицы меньшей плотности и мелкой частицы большей плотности могут быть одинаковыми. Плоские частицы падают медленнее округлых. Поэтому наиболее четкое разделение частиц по размерам происходит при близких характеристиках плотности и формы.
Трудность К. возрастает с уменьшением частиц. Очень тонкие (менее 10 мк) частицы сильнее слипаются друг с другом — коагулируют или флокулируют (см. Коагуляция и Флокуляция), нарушая чёткость разделения. Для чёткого разделения тонких частиц необходимо их разобщить, пептизировать (см. Пептизация) добавлением особых реагентов — пептизаторов, предотвращающих слипание тонких частиц друг с другом. Тонкие частицы очень медленно падают в воде под действием силы тяжести, и процесс К. становится малопроизводительным. Приходится применять аппараты, в которых сила тяжести заменяется превосходящей её в сотни раз центробежной силой.
В зависимости от среды, в которой происходит разделение частиц по крупности, различают мокрую (гидравлическую) и сухую (пневматическую) К. Преимущество первойвозможность К. влажных материалов и суспензий, а также лучшее разделение слипшихся частиц с помощью пептизаторов. Преимущество сухой К. — устранение сложных процессов сушки, удорожающих К. и иногда ухудшающих свойства порошков.
Теория К. рассматривает перемещение твёрдых частиц в жидкой или газовой среде (см. Гравитационное обогащение) на основе Стокса закона, согласно которому мелкие частицы оседают со скоростью, прямо пропорциональной квадрату поперечника и плотности частиц и обратно пропорциональной вязкости среды. При относительно высокой плотности суспензии скорость падения частиц настолько замедляется, что даже крупные частицы за время нахождения в классифицирующем аппарате не успевают осесть.
Получают развитие методы К., связанные с приданием частицам определённого электрического заряда (так называемые электрические сепараторы), применяемые для К. небольших количеств ценных продуктов. К. осуществляется в специальных аппаратах — Классификаторах. Выбор метода К. зависит от характеристики материала, требуемой производительности и от задач, поставленных перед процессом. Посредством мокрой К. обычно обеспечивают оптимальную плотность материала перед гравитационным обогащением и флотацией. Иногда К. позволяет получать конечные продукты, сортность которых определяется их крупностью (например, при обогащении каолина, асбеста, при производстве абразивных порошков и др.), при этом возможны разные методы К., в частности пневматическая К. — при обогащении асбеста. Особый случай К. — её применение для характеристики дисперсности порошков с помощью т. н. седиментационного анализа, осуществляемого только в лабораторных условиях.
Лит.: Лященко П. В., Гравитационные методы обогащения, [2 изд.], М., 1940. Эйгелес М. А., Обогащение неметаллических полезных ископаемых, М., 1952. Полькин С. И., Обогащение руд, М., 1953. Олофинский Н. Ф., Электрические методы обогащения, 3 изд., М., 1970.
В. И. Классен.



Рубрики К