Что такое Лист

Значение слова Лист по Ефремовой:

Лист — 1. Один из основных органов растения, служащий для воздушного питания и газообмена (обычно в виде тонкой зеленой пластинки).
2. Листья некоторых растений, употребляемые в качестве приправы или для настоя и приготовления лекарства (обычно засушенные).
3. То же, что: листва.


1. Тонкий и плотный пласт какого-л. материала (обычно бумажного или металлического). // перен. разг. Противень (1*).
2. Шестнадцать страниц печатного текста как единица исчисления объема (в издательском деле).
3. Официальное свидетельство, удостоверяющее какое-л. право или содержащие какое-л. предписание.

Значение слова Лист по Ожегову:

Лист — Тонкий плоский кусок, пласт какого-нибудь материала


Лист Орган воздушного питания и газообмена растений в виде тонкой, обычно зеленой пластинки


Лист Единица измерения печатного текста Spec


Лист Документ, удостоверяющий какое-нибудь право или содержащий какие-нибудь предписания, сведения Spec

Лист в Энциклопедическом словаре:

Лист — орган высших растений, выполняющий функции фотосинтеза,транспирации и газообмена. Состоит из листовой пластинки и основания,представленного листовой подушечкой или расширенным влагалищем. Междупластинкой и основанием часто имеется черешок. Мякоть листа (мезофилл), втолще которой проходят жилки, покрыта эпидермой с кутикулой. Зеленаяокраска обусловлена хлорофиллом. Форма листа — видовой признак. Нередколистья превращаются в усики, колючки, чешуи. Размер листа от нескольких ммдо 20 м. Продолжительность жизни менее 1 года, реже 2-5 лет, очень редко25 и более лет (у ели Шренка).


(List) Вильгельм (1880-1971) — немецкий генерал-фельдмаршал (1940).Командовал армией в Польской, Французской и Балканской кампаниях. В 1942командовал группой армий «А» на советско-германском фронте, снят за провалнаступления на Кавказе. В 1948 приговорен американским военным трибуналомкак военный преступник к пожизненному заключению, в 1952 освобожден.


(Liszt) Ференц (1811-86) — венгерский композитор, пианист, дирижер.Создатель нового направления в пианизме. Придал фортепиано оркестровуюмощь и красочность звучания, обогатил фортепианный репертуар (фантазии наоперные темы, обработки и транскрипции для фортепиано, симфонические и др.произведения.). Возглавлял т. н. веймарскую школу. Композитор-романтик,Лист стремился раскрыть в своих произведениях внутреннюю связь музыки споэзией (многие сочинения Листа имеют литературно-сюжетную основу).Оратории, «Фауст-симфония» (1857), 13 программных одночастныхсимфоний-поэм (создал этот жанр, применял в нем принцип монотематизма). 2концерта для фортепиано с оркестром (1856, 1861). соната си-минор (1853),фортепианные циклы, 19 венгерских рапсодий, этюды, вальсы и другиепроизведения для фортепиано. хоры, песни (ок. 70), культовая музыка (былаббатом). Один из основателей (1875) и 1-й президент Академии музыки вБудапеште (носит имя Листа). Содействовал становлению ряда национальныхмузыкальных школ, особенно венгерской.


Франц фон (1851-1919) — австрийский юрист, один из основателейМеждународного союза криминалистов, представитель социологической школыуголовного права.


(List) Фридрих (1789-1846) — немецкий экономист. Сторонникпротекционизма, выступал за государственное вмешательство в экономическуюжизнь. Защищал идею господства Германии в Европе. Идеи Листа воспринятыисторической школой политэкономии.

Значение слова Лист по словарю мер:

Лист — Единица объема печатного издания и кол-ва бумаги.

Значение слова Лист по словарю Ушакова:

ЛИСТ, листа, мн. листья, листьев, и листы, листов, м. 1. мн. листья. Один из основных органов растения, служащий ему для дыхания и состоящий из пластинки и черенка (бот.). Дубовый лист. Капустный лист. Дрожать, как осиновый лист. 2. только ед., собир. Листва. Вянет лист, проходит лето. Козьма Прутков. 3. только ед., р. листу. Засушенные листья, употр. в качестве приправы или для настоя. Смородинный лист. Положить в суп лаврового листу. Александрийский лист. (слабительное). 4. мн. листы. Тонкий и плотный кусок, пласт какого-н. материала (преимущ. бумажного или металлического) определенной формы и размера. Лист бумаги. Лист железа. 5. мн. листы. Шестнадцать страниц печатного текста, как единица исчисления размера книги (обычно сложенный в несколько раз лист типографской бумаги). Книга в 10 листов. 6. мн. листы. Официальное свидетельство, удостоверяющее какое-н. право или содержащее какие-н. предписания (офиц., право). Похвальный лист. (свидетельство об отличных успехах ученика за истекший учебный год. школьн. дореволюц.). Исполнительный лист. (удостоверение на право взыскания по суду или приведения в исполнение других постановлений суда или администрации). Окладной лист. (извещение плательщику о размере причитающегося с него налогового обложения). Корректура в листах (тип.) — оттиск сверстанного набора. Опросный лист (офиц.) — то же, что анкета. Авторский лист (спец.) — 40.000 типографских знаков, как единица для исчисления авторского гонорара. С листа (играть, петь) — по нотам, но не разучив предварительно.

Значение слова Лист по словарю Даля:

Лист
м. листик, листок, -точек. листишка. листища. одиночная часть, разного вида и объема, того, что образует зелень растений (кроме стволов и стеблей), ботву овощей, листву лиственных дерев, игольник или хвои хвойных. Листы или листья б. ч. пласти

Определение слова «Лист» по БСЭ:

Лист (List)
Вильгельм (р. 14.5.1880, Оберкирхберг, Вюртемберг), генерал-фельдмаршал фашистской Германии (1940). В армии с 1898. Окончил Военную академию (1912). Участник 1-й мировой войны 1914-18, затем служил в рейхсвере. В 1938 командовал армейской группой при оккупации Судетской области. Во время нападения на Польшу в 1939 — командующий 14-й армией, во время разгрома Франции в 1940 и агрессии против Югославии и Греции в 1941 — командующий 12-й армией. затем командовал оккупационными войсками на Балканах. С июня по сентябрь 1942 командующий группой армий
«А», наступавшей на Кавказ. За разногласия с Гитлером по вопросам стратегического планирования был уволен в отставку. В 1948 приговорён военным трибуналом в Нюрнберге к пожизненному заключению за военные преступления в Югославии и Греции. В 1952 освобожден американскими властями, проживает в ФРГ.


Лист (Liszt)
Ференц (Франц) (22.10.1811, Доборьян, близ г. Шопрон, Венгрия, — 31.7.1886, Байрёйт, Германия), венгерский композитор, пианист, музыкально-общественный деятель. Игре на фортепьяно в детстве учился у отца (музыканта-любителя), концертировал с 9 лет. Совершенствовался у К. Черни (фортепьяно) и А. Сальери (композиция) в Вене, у Ф. Паэра и А. Рейхи (композиция) в Париже (с 1823), где в 1825 была поставлена опера Л.
«Дон Санчо, или Замок любви» (жанр, в котором Л. ничего законченного больше не создал), написаны его первые фортепьянные сочинения — 12 этюдов, «Бравурное аллегро», «Бравурное рондо» и др. Одновременно успешно выступал как пианист. Увлечение философией просветителей, романтической поэзией и главным образом общение с Г. Берлиозом, Н. Паганини и Ф. Шопеном оказали влияние на формирование эстетических принципов Л., которые нашли отражение в его музыкальном творчестве, а также в статьях, написанных совместно с М. дАгу (печаталась под псевдонимом Даниель Стерн). В своих демократических по духу литературных работах Л. ставил вопросы о положении художника в буржуазном обществе, о социальной значимости искусства, о программности в музыке и др. Л. приветствовал Июльскую революцию 1830. под впечатлением революционных событий написал
«Революционную симфонию» (не окончена), после восстания лионских ткачей (1834) — пьесу для фортепьяно «Лион». В 1838-47, гастролируя с триумфом во всех странах Европы, прославился как пианист, обладавший мощным артистическим темпераментом, сочетавший блестящую виртуозность с поэтичностью и драматизмом, как великий преобразователь фортепьянной игры и композитор-новатор, не только расширивший сферу применения фортепьяно, но и выработавший новые приёмы трактовки фортепьяно. Он придал оркестровое звучание фортепьяно, расширил сферу его художественного воздействия, превратив фортепьяно из салонно-камерного в инструмент для массовой аудитории, что соответствовало его идее демократизации искусства. Реформаторские устремления Л. особенно ярко проявились в оперных фантазиях, виртуозных переложениях и обработках для фортепьяно —
«Фантастической симфонии» Берлиоза (1833), симфоний Л. Бетховена, увертюры «Вильгельм Телль» Дж. Россини (1838), «Бравурных этюдов» по каприсам Паганини (1838), многих песен Ф. Шуберта (1838-46). фантазиях на темы опер Ф. Д. Э. Обера, В. Беллини, Г. Доницетти, Дж. Мейербера, В. А. Моцарта, К. М. Вебера, Дж. Верди и др.
Во время гастролей в России (1842, 1843, 1847) Л. встречался с М. И. Глинкой, Мих. Ю. Виельгорским, В. Ф. Одоевским. он проникся любовью к русской музыке, сделал транскрипции «Соловья» А. А. Алябьева и «Марша Черномора»
Глинки.
В конце 1830-х гг. Л. создал ряд прославивших его оригинальных произведений для фортепьяно: «Альбом путешественника» (3 тетр., 1835-36), 12 больших этюдов (2-я ред. 1838, позднейшая переработка — «Этюды трансцендентного исполнения», 1851),
«Три сонета Петрарки» (1-я редакция 1839). «Пляску смерти» (с оркестром, 1838-59) и др. Велики достижения Л. и в симфоническом творчестве, расцвет которого связан с первым, «веймарским периодом» (1848-61), когда, отказавшись от карьеры концертирующего виртуоза и приняв должность придворного капельмейстера в Веймаре, он создал крупнейшие программные сочинения для оркестра:
«Фауст-симфонию» (1854-57), «Симфонию к «Божественной комедии» Данте» (1855-56), 12 симфонических поэм (13-я — «От колыбели до могилы» — написана позднее, в 1881-82), в том числе «Тассо. Жалоба и триумф»
(по Гёте, 1849-54), «Прелюды» (по Отрану и Ламартину, 1848-54), «Мазепа» (по Гюго, 1851), «Идеалы» (по Шиллеру, 1857). «Два эпизода из Фауста Ленау» («Ночное шествие» и «Мефисто-вальс», около 1860)
и др., а также ряд хоровых произведений. Л. создал новый музыкальный жанр — программную одночастную симфоническую поэму. Он воплотил в музыке «вечные образы» мирового искусства (Фауст, Прометей, Орфей, Гамлет и др.). Художественной задачей Л. было приблизить музыкальное искусство к передовым идеям времени. его привлекала сильная, свободолюбивая личность, борющаяся за гуманистические идеалы. Претворяя в симфонических поэмах поэтически-сюжетный замысел, Л. стремился создавать музыку образно-конкретную, действенную и тем самым более доступную. К программно-симфоническим произведениям примыкают по замыслу крупнейшие фортепьянные сочинения — соната си-минор (1853), цикл пьес
«Годы странствий» (1-й год — 1836-54, 2-й год — 1838-60, 3-й год — 1867-77), основанные на впечатлениях от путешествий по Швейцарии и Италии и на образах искусства, «Поэтические и религиозные гармонии» (1845-52). В 1840-60-е гг. Л. создал 2 концерта (около 1849-56, 1839-61) и
«Фантазию на венгерские народные темы» (1852) для фортепьяно с оркестром, а также др. сочинения на венгерские темы, свидетельствующие о неразрывных творческих связях Л. с родиной. Л. использовал венгерский музыкальный фольклор в произведениях различных жанров —
«Венгерских рапсодиях» для фортепьяно (15 рапсодий написаны в 1846-51. 4 последние в 1882-85), «Погребальном шествии» (для фортепьяно, 1849), симфонических поэмах «Венгрия» (1854) и «Плач о героях» (1854),
«Венгерских исторических картинах» и пьесах «Ракоци-марш», «Памяти Петёфи», «Погребенье Мошоньи» (для фортепьяно) и др. В Веймаре, где вокруг Л. объединились видные музыканты (Х. Бюлов, И. Рафф и др.), образовавшие т. н. веймарскую школу, Л. реализовал свои демократические идеи и как дирижёрпропагандист сочинений современных ему композиторов (в т. ч. опер Р. Вагнера), и как музыкальный публицист (статьи о сочинениях Берлиоза, Шумана, Вебера и др.. книга о Шопене). С демократических позиций Л. разработал план реформы оперного театра, встретивший сопротивление консервативных аристократических кругов. В 1861в результате интриг Л. покинул Веймар, куда затем периодически возвращался, живя то в Риме, то в Будапеште. Разочаровавшись в окружающей действительности, охваченный пессимистическими настроениями, Л. в 1865 принял сан аббата. В 1860-80 он создал ряд церковных сочинений — органных и хоровых, а также многие сочинения для фортепьяно, в том числе 2-й и 3-й
«Мефисто-вальсы», знаменитые «Три забытых вальса», транскрипции сцены «Смерть Изольды» из оперы «Тристан и Изольда» Вагнера, а также полонеза из оперы «Евгений Онегин» П. И. Чайковского. многочисленные хоры, романсы и песни (около 70), среди которых шедевры песенной лирики, и др. Одновременно продолжал содействовать развитию передового искусства, особенно венгерского: участвовал в учреждении в 1875 Академии музыки в Будапеште (носит его имя), был её первым президентом. способствовал формированию исполнительского и композиторского творчества венгерских музыкантов, а также деятелей национальной музыкальной культуры др. стран. В Веймаре Л. посещали и пользовались его советами пианисты А. И. Зилоти, В. В. Тиманова, Э. дАльбер, А. Рейзенауэр и др.. композиторы А. П. Бородин, Б. Сметана, Э. Григ, С. Франк, К. Сен-Санс, И. Альбенис, А. К. Глазунов и др. Особенно тесные связи были у Л. с русскими музыкантами, творчество которых он высоко ценил.
Не лишённая противоречий, но в целом прогрессивная разносторонняя деятельность Л. имела огромное значение для развития мировой музыкальной культуры, содействуя становлению многих национальных композиторских школ, в первую очередь — венгерской.
Лит.: Трифонов П. А., Ф. Лист, СПБ, 1887. Зилоти А. И., Мои воспоминания о Ф. Листе, СПБ, 1911. Киселев В. А., Франц Лист и его отношение к русскому искусству, М., 1929. Мильштейн Я. И., Ф. Лист, [т.] 1-2, 2 изд., М., 1971 (библ.). Сабольчи Б., Последние годы Ф. Листа, пер. с венг., Будапешт, 1959. Ramann L., Franz Liszt als K
ьnstler und Mensch, Bd 1-2 (Abt. 1-2), Lpz., 1880-94. Raabe P., Franz Liszt, Bd 1-2, Stuttg. — B., 1931. Searle H., The music of Liszt, L., 1954. 3 ed., N. Y., 1966. Rehberg P., Franz Liszt. Die Geschichte seines Lebens, Schaffens und Wirkens, Z., 1961.
Я. И. Мильштейн.
Ф. Лист.


Лист (Liszt)
Франц фон (2.3.1851, Вена, — 21.6.1919, Зехейм, Австрия), австрийский юрист, специалист в области международного права и уголовного права. Профессор уголовного права в Гисенском (с 1879),. Марбургском (с 1882), Галле-Виттенбергском (с 1889) и Берлинском университетах. Один из основателей международного союза криминалистов и журнала «Zeitschrift fьr die gesarnte Strafrechtswissenschaft».
Представитель социологической школы уголовного права. Автор многочисленных трудов по вопросам уголовного права, в том числе 2-томного курса уголовного права (1891), а также книги
«Международное право в систематическом изложении» (1898. на русском языке книга выдержала 6 изданий, наиболее известно издание 1926 под редакцией советского учёного В. Э. Грабаря).


Лист (List)
Фридрих (6.8.1789, Рёйтлинген, — 30.11.1846, Куфштейн), немецкий экономист, представитель вульгарной политической экономии, выразитель интересов германской промышленной буржуазии. С 1817 профессор государственной практики в Тюбингенском университете. Один из организаторов «Всеобщей ассоциации германских промышленников и купцов».
Основная работа Л. — «Национальная система политической экономии» (1841), в которой политическая экономия как наука была подменена «национальной экономией» — системой рекомендаций по экономической политике для развивающейся германской буржуазии. Он развил идею
«воспитательного протекционизма», требующую активного вмешательства государства в экономическую жизнь. Л. стремился разработать теорию производительных сил, основной составной частью которых он считал «умственный капитал» (научные открытия, успехи в искусстве и т. д.), определяемый им как главный источник богатства нации. Л. защищал шовинистическую идею господства Германии в Европе, рассматривая войну как «благословение нации».
Некоторые идеи Л. были использованы нацистской геополитикой.
Лит.: Маркс К., Теории прибавочной стоимости (IV том «Капитала»), ч. 1, гл. 4, Маркс К. и Энгельс Ф., Соч., т. 26, ч. 1. Смит М. Н., Очерки истории буржуазной политической экономии, М., 1961. Roll E., A history of economic thought, L., 1956. Roussakis E. N., Friedrich List, the Zollyerein and the uniting of Europe, Bruges, 1968.
Ю. А. Васильчук.


Лист (folium)
орган высших растений, выполняющий функции Фотосинтеза и транспирации, а также обеспечивающий газообмен с воздушной средой и участвующий в др. важнейших процессах жизнедеятельности растения.
Морфология, анатомия листа и его происхождение. От других вегетативных органов высших растений — корня и стебля — Л. морфологически отличается обычно дорзовентральной (а не радиальной) симметрией, боковым положением и, как правило, ограниченным базальным ростом. Возникает Л. из наружных слоев клеток первичной меристемы конуса нарастания стебля. Л. у большинства растений растет сначала верхушкой, а затем интеркалярно. Чаще всего Л. состоит из расширенной плоской пластинки, в которой происходят все основные физиологические процессы, и черешка — суженной стеблевидной части, прикрепляющей пластинку к побегу (рис. 1). Благодаря черешку Л. способен занимать определённое положение по отношению к свету. У многих растений (многих норичниковых, губоцветных и др.) Л. не имеет выраженного черешка. такой Л. назыается сидячим. Часто на одном и том же растении одновременно встречаются Л. и сидячие, и черешчатые (черешковые). Нижняя часть Л. нередко расширена в т. н. Влагалище, более или менее охватывающее стебель. Л. с хорошо выраженными влагалищами особенно характерны для зонтичных и злаков. Близ основания Л. многих растений развиваются обычно парные симметрично расположенные придаткиПрилистники — в виде листочков, щетинок, чешуек и т.п.
Форма Л. очень разнообразна. Различают Л. простой — с черешком и одной пластинкой, и Л. сложный — с главным черешком, или главной осью (рахисом), и черешками (осями) последующих порядков, к которым прикрепляются листочки. части, слагающие типичный сложный Л., снабжены сочленениями. Пластинка Л. по форме (очертанию) бывает округлой, эллиптической, ланцетовидной, ромбовидной, яйцевидной и т.п. (рис. 2). Л. может быть также игловидным, шиловидным, щетиновидным, цилиндрическим и иной формы. Различают, кроме того, Л. чешуевидной, щитовидной, воронковидной и др. форм. Для классификации Л. большое значение имеет форма основания пластинки (сердцевидная, копьевидная, почковидная и др.), характер очертания её верхушки (заострённая, тупая и т.п.) и особенности её края (зубчатый, пильчатый, городчатый, цельный и т.д.). В зависимости от характера и глубины расчленения пластинки различают Л. лопастные, раздельные или рассеченные.
Большое значение (особенно для исследования ископаемых растений) имеет характер расположения жилок в пластинке, т. е. Жилкование (перистое, пальчатое, дланевидное, дуговидное и др.). Л. может быть голым, опушенным, морщинистым, гладким, а также плёнчатым, кожистым или сочным. Средняя длина Л. 3-10 см, однако размеры его варьируют от нескольких мм до 20 м (у пальмы рафии смолистой). Продолжительность жизни Л., особенно у растений умеренных широт, обычно невелика — около 6 мес. с окончанием вегетационного периода Л. отмирают. Лишь у вечнозелёных растений Л. сменяются не периодически, а могут жить более года (см. Листопад). Л. одного и того же растения обычно различаются незначительно, главным образом размерами. однако иногда наблюдается разнолистность, или Гетерофиллия. Л. на стебле располагаются в определённом порядке и развиваются с той или иной последовательностью. У мн. растений Листорасположение и ориентировка Л. способствуют максимальному использованию света, образуя т. н. листовую мозаику.
Л., особенно у цветковых растений, чутко реагируют на условия обитания и их колебания. Они легче др. органов способны к приспособит. видоизменениям, например к жизни в засушливых областях, а также к существованию в др. необычных или суровых (экстремальных) условиях (см. Метаморфоз). Несмотря на сходную в общих чертах схему строения, разница в особенностях Л. у представителей разных отделов или классов высших растений значительна. Так, Л. хвойных обычно игольчатой формы, эпидермис их с толстой кутикулой, в мякоти Л. проходят смоляные ходы, а проводящие пучки окружены особой, т. н. трансфузионной, тканью. Л. двудольных, как правило, с сетчатым жилкованием, нередко с расчленённой сложной пластинкой. Л. однодольных чаще всего с параллельным или дуговидным жилкованием, нередко линейные и лишь иногда расчленённые.
Анатомическое строение Л. различается даже в пределах одного вида, однако в общих чертах оно единообразно и у разных видов (рис. 3). Обычно пластинка Л. с обеих сторон снабжена однослойной покровной тканью — кожицей, или Эпидермисом. Между верхним и нижним эпидермисом располагается основная ткань, или мякоть, Л. (мезофилл), чаще дифференцированная на столбчатую, или палисадную, состоящую из удлинённых клеток с хлоропластами и занимающую верхнюю, обращенную к свету часть Л., и губчатую, сложенную из клеток с большими межклетниками и заполняющую нижнюю часть его. Л. пронизан жилками — проводящими пучками, которые наряду с механическими тканями создают остов Л. Механические ткани, придающие Л. прочность, чаще располагаются у крупных жилок, но иногда развиваются в мякоти Л. Клетки эпидермиса часто бесцветные, тесно примыкают друг к другу: они живые и, за исключением расположенных в эпидермисе устьичных клеток, лишены хлорофилла. Снаружи эпидермис обычно покрыт кутикулой, а иногда и восковым налётом, что определяет защитную функцию эпидермиса. Возможно, защитную роль играют и волоски на поверхности Л. Через многочисленные устьица в эпидермисе Л. осуществляются газообмен и транспирация: в Л. поступает наружный воздух, проникающий в межклетники губчатой паренхимы, а из Л. выделяются пары воды и газы.
Возникновение и развитие Л. связано с приспособлением растений к разнообразным условиям наземного образа жизни. Вероятнее всего, у большинства растений Л. — это результат дифференцировки, уплощения и срастания боковых осей ветвящегося тела растения. Лишь у немногих, например у плауновидных, Л. возник как экзогенный вырост осевых органов. Нередко Л. считают не отдельным органом, а лишь частью единого цельного органа растений — побега. Листовидные выросты мохообразных, которые часто называют Л., на самом деле не гомологичны Л. остальных высших растений, т.к. образуются на гаметофите (а не на спорофите, как у др. высших растений).
Физиология листа. Л. — активный орган, определяющий, направляющий и регулирующий общие процессы жизнедеятельности растения. Меняя под влиянием различных условий количество и качество образуемых в процессе фотосинтеза продуктов, Л. определяет рост растения и его продуктивность. Жизнедеятельность Л. тесно связана с жизнедеятельностью растения как целого: снабжая его ассимилятами, Л. сам снабжается при помощи др. органов водой, элементами минерального питания, некоторыми физиологически активными веществами (например, кининами). В соответствии с этим Л. обладает рядом важных и характерных для выполняемых им функций признаков. Один из них — приспособленность к интенсивному газообмену с воздушной средой. Так, 1 мІ листовой пластинки может усваивать за час из окружающего воздуха до 6-8 г (3-4 л) CO2 и одновременно выделять в окружающий воздух столько же по объёму O2. Высокая эффективность обеспечивается его структурой (толщина листовой пластинки чаще равна 0,1-0,25 мм.) и высокими показателями отношения поверхности (S) к объёму (V) (S/V = 100-200 смІ/смі) или к сырой и сухой массе (соответственно 100 и 500 смІ/г). Высокая способность Л. к газообмену определяется большой пористостью, наличием в эпидермисе устьиц (до 30 тыс. на 1 смІ) и пористым строением мезофилла.
Важное условие высокой фотосинтетической активности — быстрый отток образуемых ассимилятов в др. органы, а в связи с этим — степень развития проводящих систем и прежде всего флоэмы проводящих пучков (жилок). В интенсификации транспорта ассимилятов из Л. в др. органы играет роль у некоторых растений анатомическая структура и, в частности, наличие обкладочных клеток проводящих пучков, в которых сосредоточены хлоропласты и запасаются большие количества крахмала. Многие растения, Л. которых обладают такой структурой (кукуруза, сахарный тростник, сорго и др.), характеризуются особым типом фотосинтеза и его интенсивностью, а также высокой продуктивностью. Непременное условие для фотосинтеза — наличие в хлоропластах ассимилирующих клеток Хлорофилла и каротиноидов, содержание которых варьирует у разных растений. При содержании хлорофилла в расчёте на 1 дмІ листовой пластинки 2-4 мг и более количество хлорофилла уже не лимитирует фотосинтез. Л. растений поглощают при этом практически всю энергию входящего в них света с длиной волны от 360 до 720 нм и некоторое количество энергии инфракрасных лучей, пропуская только около 5% энергии (12-15% обычно отражается).
При этом в солнечный полдень 1 мІ пластинки Л. может поглотить до 1,5 Мдж (360 ккал) энергии в час. Но в лучшем случае только 5-10% этой энергии превращается в энергию химических связей, остальная превращается в тепло и, нагревая Л., частично уходит в окружающую среду в результате теплоотдачи. При этом не происходит перегрева Л., т.к. около 247 кдж (59 ккал) затрачивается на испарение каждых 100 г воды, которую Л. испаряет в большом кол-ве (в данном примере 1 мІ листовой поверхности, образуя в час при наивысшей освещённости около 4-6 г ассимилятов, может испарять до 500-700 г воды).
Однако часто, например в зонах недостаточного водоснабжения, у растений формируются Л., строение которых обеспечивает лучшее снабжение водой, а иногда даже большее её испарение, что увеличивает так называемую сосущую силу. При временных нарушениях водного баланса в Л. активизируются регуляторные системы — движения устьиц, сокращения водоотдачи клетками и т.д., что одновременно ведёт к ослаблению интенсивности газообмена, а следовательно, и фотосинтеза. Сохранению водно-теплового баланса на оптимальном уровне способствуют также восковой налёт на Л., опушённость эпидермиса, сокращение числа устьиц, утолщение Л. в результате сильного развития хорошо оводнённой ткани, превращение Л. в колючки, чешуи и т.п. (функцию фотосинтеза выполняют при этом содержащие хлорофилл стеблевые органы). Редуцированы Л. и у многих растений-паразитов, которые питаются органическими веществами не за счёт фотосинтеза, а добывая их через присоски у растений-хозяев.
Однако не отдельный Л. и не одиночное растение, а их совокупность в естественных или культурных Фитоценозах как целостных фотосинтезирующих системах обеспечивает наилучшее использование Л. в процессе фотосинтеза потоков приходящей на поверхность Земли энергии солнечного света, CO2 из воздуха и факторов почвенного плодородия, а следовательно, наивысшую продуктивность. При благоприятных условиях фитоценозы большинства растений практически могут поглощать всю энергию входящего в них света и давать максимальную продукцию, образуя оптимальную площадь Л. — 4-5 мІ на 1 мІ занимаемой ими площади земли. Т. о., получение посевов и насаждений с оптимальной площадью Л. и динамикой её формирования — важнейшая задача повышения продуктивности растений. Эта задача решается по-разному, но на основе общих закономерностей фотосинтетической деятельности Л. растения в фитоценозах. Т. о., через фотосинтез, осуществляемый преимущественно в Л., реализуется космическая функция зелёных растений, которые поглощают солнечную энергию, используя её на биосинтез органического вещества. Через процессы фотосинтеза и дыхания Л. поддерживают баланс O2 и CO2 в воздухе, через транспирацию Л. участвуют в круговороте воды на Земле.
Использование листьев в хозяйственной деятельности человека разнообразно. Л. многих растений употребляют в пищу (салат, щавель, укроп, капуста, лук, петрушка и т.д.), из Л. белены, сенны, наперстянки и многих др. получают лекарственные вещества. Л. др. растений используют на корм с.-х. животным в виде сена, сенажа, силоса и свежей травы, Л. шелковицы — на корм для тутового шелкопряда. Из Л. герани, мяты и др. растений получают эфирные масла, используемые в парфюмерной и кондитерской промышленности. Из Л. некоторых растений добывают дубильные вещества. Л. чайного куста и табака служат сырьём в чайной и табачной промышленности. В тропиках Л. многих растений используют для получения грубого волокна, а Л. пальм — как кровельный материал.
Лит.: Тимирязев К. А., Жизнь растения (лекция 5), Избр. соч., т. 1, М., 1957. Серебряков И. Г., Морфология вегетативных органов высших растений, М., 1952. фотосинтезирующие системы высокой продуктивности, Сб., М., 1966. Ничипорович А. А., фотосинтез и теория получения высоких урожаев, М., 1956. Федоров А. А., Кирпичников М. Э., Артюшенко З. Т., Атлас по описательной морфологии высших растений. Лист, М. — Л., 1956. Тахтаджян А. Л., Основы эволюционной морфологии покрытосеменных, М. — Л., 1964. Ботаника, 7 изд., т. 1, М., 1966. Эсау К., Анатомия растений, М., 1969. фотосинтез и использование солнечной энергии, Сб., Л., 1971.
М. Э. Кирпичников, А. А. Ничипорович, А. А. Федоров.
Рис. 1. Схематическое изображение строения полного простого листа: 1 — листовая пластинка. 2 — черешок. 3 — влагалище. 4 — прилистники. 5 — основание листа. 6 — верхушка листовой пластинки. 7 — край листовой пластинки. 8 — средняя жилка. 9 — боковые жилки. 10 — основание листовой пластинки.
Рис. 2. Лист: 1 — игловидный. 2 — линейный (видны узел, влагалище, язычок и пластинка). 3 — продолговатый. 4 — ланцетовидный. 5 — овальный. 6 — эллиптический, дуговидножилковатый, цельнокрайный. 7 — округлый. 8 — яйцевидный, перистожилковатый, зубчатый. 9 — обратнояйцевидный. 10 — ромбовидный. 11 — лопатчатый. 12 — сердцевиднояйцевидный, городчатый. 13 — почковидный. 14 — стреловидный. 15 — копьевидный. 16 — перистолопастный. 17 — пальчатолопастный, пальчатожилковатый. 18 — пальчатораздельный с пильчатыми долями. 19 — пальчаторассечённый. 20 — лировидный. 21 — тройчатосложный. 22 — пальчатосложный. 23 — парноперистосложный с прилистниками и усиками. 24 — непарноперистосложный с прилистниками. 25 — дваждыперистосложный. 26 — многократноперистосложный. 27 — прерывчатоперистый. 28 — чешуйчатый.
Рис. 3. Схематическое изображение анатомического строения части листа: 1 — кутикула. 2 — верхний эпидермис. 3 — палисадная ткань. 4 — хлорофилловые зёрна. 5, 6 — воздухоносные межклетники. 7 — губчатая ткань. 8 — крупный воздухоносный межклетник, или т. н. дыхательная полость. 9 — замыкающая клетка устьица. 10 — нижний эпидермис в разрезе. 11 — нижний эпидермис в плане. 12 — кутикулярный валик.


Лист — в издательском деле и полиграфии, единица измерения печатной продукции. Авторский Л. служит для измерения объёма литературного произведения, представленного автором, и равен в СССР 40 тыс. печатных знаков (см. Авторский лист). Бумажный Л. — единица для расчёта количества бумаги, потребной или израсходованной на издание. обозначается в см ширины и длины (например, 60 Ч90 см).
Размер готовой книги, журнала и т. д. составляет Ѕ, ј, 1/8, 1/16 и т. д. Л. и зависит от исходного формата бумажного Л. и количества сгибов, на которые складывается Л. в процессе производства (например, Ин-фолио). Размеры бумажного Л. в большинстве стран нормализованы или стандартизованы. В СССР ГОСТ 1342-68
«Бумага для печати. Форматы» содержит 7 форматов листовой бумаги (в см): 60Ч84. 60Ч90. 70Ч90. 70Ч100. 70Ч108. 75Ч90. 84Ч108 и 7 форматов (ширин) ролевой бумаги от 60 до 120 см. ГОСТ 6445-53 определяет бумагу для газетного производства с шириной рола от 42 до 168 см. Печатный Л. служит для измерения натурального (фактического) объёма издания. это оттиск на одной стороне бумажного Л. формата 60
Ч90 см. Оттиск на бумаге стандартных размеров других форматов (например, 70Ч90 см) называется физическим печатным Л. данного формата. при планировании и учёте издательской продукции объём, исчисленный в физических печатных Л., обычно пересчитывается в так называемые условные Л. формата 60
Ч90 см (через коэффициент, равный отношению площади применяемого Л. к площади Л. 60Ч90 см, принятого за единицу). Учётно-издательский Л. служит для подсчёта объёма печатного издания и равен, так же как и авторский Л., 40 тыс. знакам, или 700 строкам стихотворного текста, или 3000 смІ графического материала. Объём печатного издания, исчисленный в учётно-издательских Л., включает: объём собственно литературного произведения плюс объём всего прочего текстового и графического материала (редакционное предисловие, колонцифры, колонтитулы и т. д.), помещенного в издании. Учётно-издательский Л. применяется для издательского планирования и учёта, измерения труда редакторов, технических редакторов, корректоров и т. п.



Рубрики Л