Что такое Матейко

Матейко в Энциклопедическом словаре:

Матейко — (Matejko) Ян (1838-93) — польский живописец. В многофигурныхполотнах, отмеченных патриотическим пафосом, драматическойвыразительностью образов и звучным колоритом, придавал темам национальнойистории актуальное звучание, нередко обличал своекорыстие шляхты(«Проповедь Скарги», 1864. «Битва под Грюнвальдом», 1878).

Значение слова Матейко по словарю Брокгауза и Ефрона:

Матейко (Ян Алоизий Matejko, 1838-1893) — наиболее значительный из польских живописцев новейшего времени. Получив образование в Краковской художественной школе и в Венск. акад. худ., он, с самого начала своей самостоятельной деятельности, посвятил себя воспроизведению сцен из истории Польши, которые, с течением времени, получали в его картинах все больший и больший драматизм, все более и более сильную характеристику действующих лиц и положений и патриотическую, иногда чересчур тенденциозную окраску Рисунок у него весьма определенный, выработанный до мелочей, колорит блестящий, но впадающий нередко в пестроту. За первой большой картиной М., обратившей на него общее внимание в 1867 г., "Варшавский сейм 1773 г.", еще излишне беспокойной по композиции и краскам и как бы недоделанной, следовали другие, более зрелые произведения его кисти. Главными в их ряду могут считаться: "Алхимик Сендзивой перед Сигизмундом III", "Призвание Владислава Мудрого на царство", "Придворный шут короля Сигизмунда", "Люблинская уния", "Русские послы просят Стефана Батория о мире", "Ян Вильчек во время защиты бенедиктинского монастыря от Матвея Корвина", "Молитва Яна Собеского перед битвой с турками", "Освящение Сигизмундова колокола", "Убийство кор. Пржемысла в XV в.", "Битва при Танненберге 1410 г.", "Падение Варны", "Альбрехт Бранденбургский, присягающий в верности королю Сигизмунду I" и "Ян Собеский под Веной, во время осады ее турками". М. пользовался известностью во всей Европе и великим почетом среди своих соотечественников. С 1873 г. он был директором Краковской художественной школы. А. С-в.

Определение слова «Матейко» по БСЭ:

Матейко (Matejko)
Ян (24.6.1838, Краков, — 1.11.1893, там же), польский живописец. Учился в Школе изящных искусств в Кракове (1852-58), в AX в Мюнхене (1859) и Вене (1860). С 1860 работал в Кракове, где с 1873 был директором Школы изящных искусств. Писал главным образом многофигурные композиции, посвященные ключевым моментам истории Польши (чаще средневековой), стремясь откликнуться на недавние и современные политические события. В ранних работах своекорыстной шляхте, предающей национальные интересы, М. противопоставлял трагико-патетические образы патриотов
(«Станьчик», 1862. «Проповедь Скарги», 1864. «Рейтан», 1866), в аллегорической форме защищал себя от нападок официальной критики («Приговор Матейке», 1867. все — в Национальном музее, Варшава). В его огромных, эффектно срежиссированных батальных и исторических композициях 1870-80-х годов достигнут впечатляющий драматизм действия, впрочем, нередко переходящий в чрезмерный пафос и подавляемый обилием мизансцен и историко-бытовых деталей
(«Баторий под Псковом», 1871-72. «Битва под Грюнвальдом», 1878, — обе в Национальном музее, Варшава. «Прусская дань», 1882. «Костюшко под Рацлавицами», 1888, — обе в Национальном музее, Краков). В замысле некоторых поздних работ М. проявилось некритическое отношение к прошлому страны. М. работал также в жанрах пейзажа и портрета
(«Вид Бебека под Константинополем», 1872, портрет детей художника, 1879, — оба в Львовской картинной галерее), обращался к монументальной живописи (росписи в краковском костёле Девы Марии, 1889-91). Творчество М. высоко ценилось такими крупными деятелями русской культуры, как В. В. Стасов, И. Е. Репин и другие.
Лит.: Стажинский Ю., Ян Матейко, Варшава, 1962. Островский Г., Ян Матейко, М., 1965. Treter М., Matejko, Lwуw — Warsz., [1939]. Bogucki J., Matejko, Warsz., 1956.
«Колокол Сигизмунда». 1874. Национальный музей. Варшава.
«Костюшко под Рацлавицами». 1888. Национальный музей. Краков. Фрагмент.
«Станьчик». 1862. Национальный музей. Варшава.
«Рейтан на Варшавском сейме». 1866. Фрагмент. Национальный музей. Варшава.
«Приговор Матейке». 1867. Национальный музей. Варшава.
«Коперник». 1873. Ягеллонский университет. Краков.
Я. Матейко. Автопортрет. 1892. Национальный музей. Варшава.



Рубрики М