Что такое Парламентаризм

Значение слова Парламентаризм по Ефремовой:

Парламентаризм — Политическая система, при которой, согласно конституции, парламенту принадлежит руководящая роль в системе государственной власти.

Значение слова Парламентаризм по Ожегову:

Парламентаризм — Государственная система с парламентом во главе

Парламентаризм в Энциклопедическом словаре:

Парламентаризм — система политической организации государства, при которойчетко разграничены функции законодательных и исполнительных властей припривилегированном положении парламента. Сложился в эпоху революций 16-18вв. С усложнением структуры общественных связей происходит процессусиления полномочий исполнительной власти (президента, правительства).

Значение слова Парламентаризм по Финансовому словарю:

Парламентаризм — система организации и функционирования верховной го- сударственной власти, характеризующаяся разделением законодательных и исполнительных функций при привилегированном положении парламента. При ПАРЛАМЕНТАРИЗМЕ правительство образуется парламентом из числа членов партии, имеющей большинство в парламенте, и ответственно перед ним.

Значение слова Парламентаризм по словарю Ушакова:

ПАРЛАМЕНТАРИЗМ, парламентаризма, мн. нет, м. (полит.). Система государственного управления с парламентом во главе. Парламентаризм не устраняет, а обнажает сущность самых демократических буржуазных республик, как органа классового угнетения. Ленин.

Значение слова Парламентаризм по словарю Брокгауза и Ефрона:

Парламентаризмсистема государственного устройства, при которой парламент играет преобладающую роль не только в качестве законодательного органа, но и в качестве органа верховного контроля над властью исполнительной. П. существует не во всех конституционных странах: его нет ни в Германской империи, ни в отдельных германских государствах, ни в Австрии, ни в Соединенных Штатах. Типичным парламентарным государством является Англия. П. господствует также в Бельгии, Франции, Италии, Венгрии. В государствах первого типа, называемых обыкновенно чисто представительными, строго проводится принцип разделения между властями законодательной и исполнительной. первая принадлежит главе государства — монарху или президенту республики, — управляющему через посредство назначаемых и сменяемых им министров, политически не ответственных перед парламентом. вторая, в понятие которой входит также право вотирования бюджетов, принадлежит парламенту. Министерства здесь часто бывают внепарламентскими, т. е. члены его не принадлежат к составу палат. В государствах второго типа парламент не довольствуется ролью законодательного корпуса: он требует от исполнительной власти отчетов в ее деятельности и имеет право привлекать ее к ответственности (см. Ответственность министров). в случае неодобрения парламентом образа действий исполнительной власти у последней остается право апелляции к избирателям, но при ее неудаче министры обязаны выйти в отставку. Таким образом исполнительная власть фактически является только органом парламента. Министры, в парламентарных государствах, принадлежат к составу парламента. в большей их части правило это, не включенное в писанные конституции, установилось на практике, в силу необходимости, очень строго. нарушается оно только в таких государствах (напр. Болгария), где П. существует более в теории, чем в жизни. При господстве П. центр тяжести государственной жизни лежит в парламенте, в котором идет постоянная борьба за власть между двумя или несколькими партиями. После падения одного министерства глава государства поручает составить новое общепризнанному вождю партии, свергшей предыдущее. только при большом числе партий у главы государства может быть некоторый выбор, но и тут он по необходимости должен стремиться к сформированию министерства, которое пользовалась бы поддержкой большинства в парламенте, ибо только такое министерство может быть прочным. Таким образом П. всегда означает политическое господство наиболее сильной в народе (точнеесреди избирателей) партии. Все сказанное о роли парламента относится преимущественно к нижней его палате (в странах с двумя палатами), хотя строго и безусловно установленным это не может считаться. Так, во Франции министерство Буржуа (1895—96), находившее опору в палате депутатов, но встречавшее сильное противодействие в сенате, некоторое время колебалось, думая вступить в конфликт с сенатом, но после непродолжительной борьбы вынуждено было уступить и выйти в отставку. В Англии до середины XVIII в. поддержка палаты лордов имела для министерства значение ничуть не меньшее, чем поддержка палаты общин. но уже Вальполь опирался преимущественно на последнюю, а с 1832 г. палата лордов окончательна потеряла возможность вызвать падение кабинета. Так, в 1850 г. лорд Пальмерстон не обратил ни малейшего внимания на вотум недоверия, выраженный ею по поводу дела Пасифико (см. Пальмерстон). Принцип П. установился в Англии в XVIII в.: последняя попытка управлять страной вопреки палате общин была сделана Питтом младшим, в 1783—84 г., но и он, после непродолжительной борьбы, должен был прибегнуть к распущению палаты. Во Франции господство П. установилось окончательно только в 1875 г.. Италией он унаследован от Шемонта, в котором восходит к 1848 г.. в Бельгии он существует с 1831 г. Швейцария занимает по отношению к П. особое место: исполнительная власть избирается здесь на 3 года, но в продолжение этого срока она не может быть сменяема. члены ее часто не принадлежат к составу палат. поэтому Швейцарию нельзя относить к государствам парламентарным. Литературу см. при словах: Государственное право, Конституции, Министерства, Ответственность министров, Партии, Политика, Разделение властей. Ср. также Дайси, "Основы госуд. права Англии" (СПб., 1891). Lothar Bucher, "Der Parlamentarismus, wie er ist" (3 изд., Штутг., 1894. только об Англии, весьма враждебна принципу П.). Hamilton, "Parlamentarische Logik, Taktik u. Rhetorik" (2 изд., Тюбинген, 1872). Prins, "La d &eacute.mocratie et le r&eacute. gime parlementaire" (2 изд., Брюссель, 1886). Ojeay Somoza, "El parlamentarismo" (Мадр., 1884). Duvergier de Hauranne, "La r &eacute.forme parleinentaire et la r&eacute.forme &eacute. lectorate" (П., 1846). его же, "Histoire du gouvernement parlementaire en France de 1814—48" (Пар., 1857—73). Веnj. Constant, "Principes de politique" (Париж, 1815, гл. II и IX. новейшее издание Лабуле). Pr &eacute.vost-Paradol, "Du Gouvernement parlementair e", в его "Essais de politique" (Пар., 1859). В. В—в .

Определение слова «Парламентаризм» по БСЭ:

Парламентаризмсистема государственного руководства обществом со стороны буржуазии, характеризующаяся чётким распределением законодательной и исполнительной функций при привилегированном положении законодательного органа — парламента по отношению к др. государственным органам.
При П. правительство образуется парламентом и ответственно перед ним. То есть формально П. означает ведущее положение выборного органа в механизме государственной власти и управления. П. характерен для эпохи домонополистического капитализма, когда класс буржуазии представлял собой сравнительно однородную совокупность собственников орудий и средств производства, а свойственные капитализму противоречия ещё не достигли полного развития и классовая борьба не приобрела такой остроты, как в эпоху империализма. Благодаря этому буржуазия имела возможность осуществлять своё политическое господство через выборный органпарламент, являвшийся представительным учреждением всего господствующего класса. Существовавший в то время контроль парламента над правительством представлял собой не что иное, как непосредственный контроль имущих классов, и являлся одной из форм перенесения промышленного разделения труда в сферу государственного. управления. Избирателям давалась лишь возможность решать, кто из представителей господствующего класса получит депутатский мандат.
«Раз в несколько лет решать, какой член господствующего класса будет подавлять, раздавлять народ в парламенте,- вот в чем настоящая суть буржуазного парламентаризма, не только в парламентарно-конституционных монархиях, по и в самых демократических республиках»
(Ленин В. И.. Полн. собр. соч., 5 изд., т. 33, с. 46).
Расцвет П. — 19 в., когда победившая буржуазия стремилась править главным образом через представительные учреждения. Однако с перерастанием промышленного капитализма в монополистический начался процесс повышения роли исполнительных органов, сопровождавшийся умалением роли парламента, сужением его компетенции. парламентская демократия всё чаще заменялась авторитарными и олигархическими методами правления. В основе этого процесса — обострение классовых противоречий и укрепление политической самостоятельности рабочего класса, борьбу против которого и соответственно защиту интересов буржуазии исполнительная власть могла вести более оперативно и эффективно. В современных буржуазных государствах П. переживает глубокий кризис. Буржуазные правительства узурпировали многие функции парламентов, в том числе и законодательные (так называемое Делегированное законодательство), фактически заняли по отношению к ним доминирующие позиции. Это приводит к тому, что обсуждение в парламенте различных аспектов правительственной политики носит формальный характер. Нередко в ответ на вынесенный парламентом Вотум недоверия правительству оно распускает парламент и объявляет о проведении новых выборов.
«Ответственность» правительства, таким образом, оказывается фиктивной. Кризису П. во многом способствует существующая в ряде стран двухпартийная система, блокирование буржуазных партий, которые почти всегда обеспечивают правительству поддержку парламентского большинства и возможность навязывать оппозиции свои решения.
Прогрессивные силы в капиталистических странах, в том числе коммунистических и рабочие партии, ведут упорную борьбу за сохранение институтов парламентской демократии, в результате которой после 2-й мировой войны 1939-45 произошло известное укрепление этих институтов во Франции, Италии, Японии и ряде др. стран, где коммунистические партии имеют сильные позиции в парламенте. Коммунистические партии капиталистических стран в своих программах обосновали возможность при определённых условиях мирного пути к социализму посредством завоевания большинства в парламенте, а затем использования его для социалистических преобразований. Этого можно достигнуть путём всемерного развития внепарламентской классовой борьбы трудящихся.
Лит.: Бельсон Я. М., Современное буржуазное государство и «народное представительство», М., 1960. Крылов Б. С., Парламент буржуазного государства, М., 1963. Парламенты, нов. изд., подгот. М. Амеллером, пер. с англ., [М.], 1967. Мишин А. А., Центральные органы власти буржуазных государств, М., 1972.
М. В. Баглай.



Рубрики П