Что такое Стекло*

Значение слова Стекло* по словарю Брокгауза и Ефрона:

Стекло* (см. Стеклянное производство и Твердые растворы).— Обработка стекла на паяльном столе. Очень маленькие вещи из С. формуются "стеклодувами" из трубок, заготовленных на заводе и размягчаемых на пламени "паяльной лампы". Инструментом для стеклодува служит конусообразное пламя его паяльной лампы, и только в редких случаях он действует на размягченное С. непосредственным прикосновением медного прутика или куска угля. Однако этими простыми средствами удается получать из стеклянных трубок очень разнообразные и сложные формы благодаря действию так называемого поверхностного натяжения (см.) размягченного, полужидкого С., свойства, зависящего от силы сцепления его частиц. Действительно, если нагревать равномерно до размягчения пустой стеклянный шарик на конце такой же трубки, то диаметр его станет сам собою уменьшаться, а стенки его утолщаться, потому что поверхностное натяжение всегда стремится довести до минимума свободную поверхность жидкости. Но на шарик действует в то же время и сила тяжести, оттягивающая каждую его частицу вниз, поэтому мало-помалу он изменил бы свою форму. Для обработки на паяльном столе С. никогда не разогревают до состояния полной текучести, а вязкая жидкость требует некоторое время, чтобы тяжесть успела привести в движение ее частицы. Поэтому, поворачивая достаточно быстро и равномерно трубку, поддерживающую шарик, около ее геометрической оси, можно постоянно исправлять гнутие в одну сторону гнутием в сторону противоположную. Этим же достигается равномерное нагревание со всех сторон. Таким образом удается равномерно нагревать шарик продолжительное время при таких условиях, как будто тяжесть вовсе на него не действует. Окончательным результатом такого нагревания бывает сплошная капля расплавленного С. Если же, не дожидаясь этого результата, начать вдувать через трубку воздух, т. е. увеличить упругость воздуха внутри шарика, то внутреннее давление пересилит поверхностное натяжение, и диаметр шарика станет возрастать. Нагревание до размягчения одного небольшого кружка поверхности стеклянного шара заставит эту часть принять вид плоскости, а в случае более сложной формы контура размягченной части получится и более сложная форма поверхности. Здесь, как и в опытах Плато над жидкими пленками, разжиженная пленка С. всегда будет стремиться достигнуть наименьшей поверхности. Поэтому, нагревая равномерно со всех сторон часть трубки, мы достигнем уменьшения ее внешнего и внутреннего диаметров в этом месте, даже до полного исчезновения внутреннего прохода. Чтобы это осуществить, надо будет поддерживать трубку за оба конца и непрерывно ее вращать для устранения влияния тяжести на размягченную часть. Если при этом растягивать трубку вдоль ее оси, то она в нагретом месте станет вытягиваться и становиться тоньше, а если слегка сдвигать свободные концы трубки, "осаживать" ее, то нагретое место станет утолщаться и масса С. станет в нем собираться. Держа трубку за ее свободные концы, очевидно, можно и сгибать разогретую часть, для чего достаточно гораздо меньшей степени размягчения, чем для вышеописанных операций. Наконец, две массы расплавленного С. способны соединиться в одну, если их приведут в соприкосновение, как говорят, "спаиваться" или "свариваться" между собою. Трудности обработки С. увеличиваются еще необходимостью более или менее тщательно "отжигать" готовую работу, т. е. подогрев все ее части так, чтобы не было резких переходов от горячих мест к холодным, затем дать ей возможно медленно охлаждаться. Без этой предосторожности вещь обыкновенно распадается на части, если только в ней есть спайки и утолщенные места. Распадаются по охлаждении и спаи двух трубок из разного сорта С. вследствие их различных коэффициентов расширения. Обыкновенно для обработки на паяльном столе идут трубки из легкоплавкого натрового С. (тюрингенские). они допускают продолжительное нагревание без "расстеклования", но вода и щелочи легко разъедают их поверхность. Французы часто употребляют еще более легкоплавкое С., содержащее свинец. оно несколько прочнее, но требует нагревания в окислительном пламени, иначе на его поверхности свинцовые соединения восстановляются и оно чернеет. Тугоплавкое калийное С. служит лишь для немногих химических приборов, предназначенных для высоких температур. Для обычного употребления в лабораториях служат трубки толстостенные (не меньше шестой части радиуса). их удобно при нагревании сгибать, тогда как более тонкостенные поддаются обработке лишь в руках умелого стеклодува. В старину паяльная лампа состояла из коробки с салом, через край которой выдавалась толстая светильня. в самую середину большого коптящего пламени помощью меха и трубочки вдували воздух, вследствие чего оно отклонялось от рабочего, заострялось и переставало коптить. Такая лампа давала сильный смрад, теперь ее заменяют газовой горелкой Бунзена (см. Лаборатория и Меха), в которой можно жечь и смесь воздуха с парами бензина (см. Газ). Регулируя приток воздуха, можно получать спокойное, острое пламя, необходимое для местного нагревания, или шумящее, в виде кисти. Окисляющее действие оказывает лишь оконечность пламени, мало светящая, тогда как наивысшая температура получается немного далее вершины внутреннего синеватого конуса. Для разрезывания трубок служит нож из очень твердо закаленной стали: достаточно сделать царапину таким ножом, чтобы ровно переломить неширокую трубку на этом месте. При широких тонкостенных трубках приходится приложить к царапине накаленный конец трубочки или накаленный железный крючок, чтобы вызвать трещину. На табл. представлены основные работы стеклодува в их последовательных ступенях. СТЕКЛОДУВНОЕ МАСТЕРСТВО Фиг . I и II изображает способ держания трубки в пламени: это мгновенные фотографии, снятые из-за плеча опытного стеклодува во время работы. Фиг. III: оплавление и развертывание концов, причем 5 и 6 — французский и немецкий инструмент, который теперь заменяется конусом из угля для электрической дуговой лампы. IV, 1—5: сгибание толстостенной трубки. 2 и 3 — результат неловкого сгибания, когда вогнутая сторона была слишком нагрета, 4 — прием сгибания тонкостенной трубки: сначала колено сплющивается, как показано пунктиром, затем эту часть прогревают и раздувают, сколько следует. V: утолщение стенок трубки. VI и VII: запаивание конца, без изменения толщины стенок и с утончением, как нужно для пробирных стаканчиков. VIII: получение шарика на средине трубки. IX: спаивание (1, 2, 3 без раздувания, 5 и 4 с раздуванием). X: спаивание тройника и получение тубулуса (7, 8, 9, 10). XI: два приема для получения двойного спая. XII: впаивание платиновой проволоки — лишь немногие сорта свинцового С. имеют один и тот же коэффициент расширения, как и платина, другие сорта при охлаждении дают трещины. поэтому проволочку припаивают временно к державке из стеклянной трубочки, обертывают размягченной эмалью особого состава и затм припаивают эту эмаль к С. XIII: приготовление воронки. XIV: пульверизатор. XV: — резервуара для обыкновенного термометра: шарик на фиг. 1 выдувают из особой трубки и припаивают, он служит лишь при наполнении и потом отпаивается (фиг. 7. см. Термометр). Обработка С. на паяльном столе составляет предмет обширной кустарной промышленности в Тюрингии, около г. Ильменау, где недавно открыто специальное училище этого дела и правительственное бюро для проверки термометров. У нас немногие кустари в Клину (Московской губ.) тоже заняты этим делом, но пока изготовляют лишь самые простые термометры и другой ходовой товар низкого сорта. В Венеции издавна существует производство художественных, фантастических изделий из С., мелкие вещи, бусы (см.) и ткани из стеклянных нитей изготовляются помощью паяльного стола: для получения тонких, гибких нитей сплошную палочку С. разогревают, оттягивают рукою и прикрепляют конец к мотовилу. После этого один рабочий вертит мотовило, а другой постоянно подогревает палочку. чем быстрее тянется нить, тем она выходит тоньше. Нити эти служат как уток для получения очень блестящих и красивых тканей и плетений, но для употребления эти изделия не годятся, так как концы и осколки стеклянных нитей раздражают кожу. Ср. Д. Дьяконов и В. Лермантов, "Руководство к обработке С. на паяльном столе" (1892). Ebert — переделка книги W. A. Shenstone, "Methods of Glass-Blowing" (1886). T. Bolar, "Glass-Blowing and Working" (1889). В. Лермантов.



Рубрики С

Что такое Стекло

Значение слова Стекло по Ефремовой:

Стекло — 1. Хрупкое прозрачное вещество, получаемое путем плавления и химической обработки кварцевого песка. // Хрупкое прозрачное вещество, образующееся в результате естественного охлаждения жидкой смеси расплавленных веществ.
2. Изделие из такого вещества. // Посуда или художественные изделия из этого вещества.
3. разг. Осколок какого-л. стеклянного изделия.
4. перен. Зеркальная поверхность водного пространства.

Значение слова Стекло по Ожегову:

Стекло — Прозрачный твердый материал, получаемый из кварцевого песка и окислов ряда м еталлов


Стекло Тонкий лист или другой формы изделие из этого материала

Стекло в Энциклопедическом словаре:

Стекло — твердый аморфный прозрачный в той или иной области оптическогодиапазона (в зависимости от состава) материал, полученный припереохлаждении расплава, содержащего стеклообразующие компоненты (оксидыSi, B, Al, P и т. д.) и оксиды металлов (Li, K, Mg, Pb и т. д.). Наиболеераспространено силикатное стекло. Производство стекла возникло в Др.Египте ок. 4000 до н. э. Изделия из стекла изготовляют выдуванием,прессованием и отливкой. См. также Аморфные металлы.

Значение слова Стекло по словарю Символизма:

Стекло — См. хрусталь.

Значение слова Стекло по словарю Ушакова:

СТЕКЛО
стекла, м. стёкла, стёкол, стёклам, ср. 1. только ед. Очень хрупкое прозрачное вещество, получаемое из кварцевого песка путем его плавления и химической обработки. Известковое стекло. Свинцовое стекло. Молочное, матовое стекло. Чудится, будто весь вылит он (Днепр) из стекла. Гоголь . 2. Тонкий лист, пластина или других форм материал или вещь, выделанные из этого вещества. Оконные стекла. В стекло чем-то бросили, Зотов открыл окно. А.Н. Толстой . Вставка стекол. Зеркальное стекло. Стекло для часов. Двояковогнутые стекла. Сильные стекла в очках. Ламповое стекло. Аравийские цветы растут за стеклами теплицы. Пушкин . 3. только ед., собир. Изделия из этого вещества (спец.). Упаковка стекла и фарфора. Стекло (о бутылках) принимается обратно (в магазине).

Значение слова Стекло по словарю Даля:

Стекло
ср. сткло южн. зап. и церк. сплав песку (кремнистого) с поташем, со щелочью. химич. кремнекислый натр, иногда калий, свинцовая окись и пр. Стекло белое, бемское, лучшее для оконниц. стекло полубелое и зеленое. Стекло в хозяйстве, вс

Определение слова «Стекло» по БСЭ:

Стеклотвёрдый аморфный материал, полученный в процессе переохлаждения расплава. Для С. характерна обратимость перехода из жидкого состояния в метастабильное, неустойчивое стеклообразное состояние. При определённых температурных условиях кристаллизуется. С. не плавится при нагревании подобно кристаллическим телам, а размягчается, последовательно переходя из твёрдого состояния в пластическое, а затем в жидкое. По агрегатному состоянию С. занимает промежуточное положение между жидким и кристаллическим веществами. Упругие свойства делают С. сходным с твёрдыми кристаллическими телами, а отсутствие кристаллографической симметрии (и связанная с этим изотропность) приближает к жидким. Склонность к образованию С. характерна для многих веществ (селен, сера, силикаты, бораты и др.).


Состав некоторых промышленных стекол


















СтеклоХимический состав
SiO2B2О3Al2O3MgOCaOBaOPbONa2OK2OFe2O3SO3
Оконное71,824,16,714,80,10,5
Тарное71,53,33,25,2160,60,2
Посудное740,57,451620,05
Хрусталь56,50,481276100,02
Химико-лабораторное68,42,73,98,59,47,1
Оптическое41,453,25,4
Кварцоидное963,50,5
Электроколбочное71,93,55,5216,11
Электровакуумное66,920,33,53,95,4
Медицинское7344,5178,52
Жаростойкое57,62587,42
Термостойкое80,51220,541
Термометрическое57,110,120,64,67,6
Защитное12862
Радиационно-
стойкое
48,240,650,1529,517,5
Стеклянное
волокно
713-3815

С. называют также отдельные группы изделий из С., например строительное С., тарное С., химико-лабораторное С. и др. Изделия из С. могут быть прозрачными или непрозрачными, бесцветными или окрашенными, люминесцировать под воздействием, например, ультрафиолетового и &gamma.-излучения, пропускать или поглощать ультрафиолетовые лучи и т.д.
Наибольшее распространение получило неорганическое С., характеризующееся высокими механическими тепловыми, химическими и др. свойствами. Основная масса неорганического С. выпускается для строительства (главным образом листовое) и для изготовления тары. Эти виды продукции получают преимущественно из С. на основе двуокиси кремния (силикатное С.). применение находят также и др. кислородные (оксидные) С., в состав которых входят окислы фосфора, алюминия, бора и т.д. К бескислородным неорганическим С. относятся С. на основе халькогенидов мышьяка (As2S3), сурьмы (Sb2Se3) и т.д., галогенидов бериллия (BeFz) и т.д. (см. также Полупроводники аморфные).
По назначению различают: Строительное стекло (оконное, узорчатое, стеклянные блоки и т.д.), тарное стекло, стекло техническое (Кварцевое стекло, Светотехническое стекло, стеклянное волокно и т.д.), Сортовое стекло и т.д. Вырабатываются С., защищающие от ионизирующих излучений, С. индикаторов проникающей радиации, фотохромные С. с переменным светопропусканием, С., применяемое в качестве лазерных материалов, Увиолевое стекло, Пеностекло, растворимое С. и др. Растворимое С., содержащее около 75% SiO2, 24% Na2O и др. компоненты, образует с водой клейкую жидкость (жидкое С.). используется как уплотняющее средство, например для изготовления силикатных красок, конторского клея, в качестве диспергаторов и моющих средств, для пропитки тканей, бумаги и пр. Химический состав некоторых видов С. приведён в таблице.
Физико-химические свойства С. Свойства С. зависят от сочетания входящих в их состав компонентов. Наиболее характерное свойство С. — прозрачность (светопрозрачность оконного С. 83-90%, а оптического стекла- до 99,95%). С. типично хрупкое тело, весьма чувствительное к механическим воздействиям, особенно ударным, однако сопротивление сжатию у С. такое же, как у чугуна.
Для повышения прочности С. подвергают упрочнению (закалка, ионный обмен, при котором на поверхности С. происходит замена ионов, например натрия, на ионы лития или калия, химическая и термохимическая обработка и др.), что ослабляет действие поверхностных микротрещин (трещины Гриффитса), возникающих на поверхности С. в результате воздействия окружающей среды (температура, влажность и пр.) и являющихся концентраторами напряжений, и позволяет повысить прочность С. в 4-50 раз. Обычно для устранения влияния микротрещин применяют стравливание или сжатие поверхностного слоя. При стравливании дефектный слой растворяется плавиковой кислотой, а на обнажившийся бездефектный слой наносится защитная плёнка, например из полимеров.
При закалке поверхностный слой сжимается, что препятствует раскрытию трещин. Плотность С. 2200-8000 кг/мі, твёрдость по минералогической шкале 4,5-7,5, микротвёрдость 4-10 Гн/мІ, модуль упругости 50-85 Гн/мІ. Предел прочности С. при сжатии равен 0,5-2 Гн/мІ, при изгибе 30-90 Гн/мІ, при ударном изгибе 1,5-2 Гн/мІ. Теплоёмкость С. 0,3-1 кдж/кг -К, термостойкость 80°- 1000°C, температурный коэффициент расширения (0,56-12) 109 1/К. Коэффициент теплопроводности С. мало зависит от его химического состава и равен 0,7-1,3 вт/(м. К). Коэффициент преломления 1,4-2,2, электрическая проводимость 10&minus.8-10&minus.18 ом &minus.1. см&minus.1, диэлектрическая проницаемость 3,8-16.
Технология С. производство С. состоит из следующих процессов: подготовки сырьевых компонентов, получения шихты, варки С., охлаждения стекломассы, формования изделий, их отжига и обработки (термической, химической, механической). К главным компонентам относят стеклообразующие вещества (природные, например SiO2, и искусственные, например Na2CO3), содержащие основные (щелочные и щёлочноземельные) и кислотные окислы. Главный компонент большинства промышленных С. — кремнезём (Кремния двуокись), содержание которого в С. составляет от 40 до 80% (по массе), а в кварцевых и кварцоидных от 96 до 100%. В стекловарении обычно в качестве источника кремнезёма используют кварцевые стекольные пески, которые в случае необходимости обогащают.
Сырьём, содержащим борный ангидрид, являются Борная кислота, бура и др. Глинозём вводится с полевыми шпатами, Нефелином и т.д.. щелочные окислы — с кальцинированной содой и поташом. щёлочноземельные окислы — с мелом, Доломитом и т.п. Вспомогательные компоненты — соединения, придающие то или иное свойство, например окраску, ускоряющие процесс варки и т.д. Например, соединения марганца, кобальта, хрома, никеля используются как красители, церия, неодима, празеодима, мышьяка, сурьмы — как обесцвечиватели и окислители, фтора, фосфора, олова, циркония — как глушители (вещества, вызывающие интенсивное светорассеяние). в качестве осветлителей применяют хлорид натрия, сульфат и нитрат аммония и др. Все компоненты перед варкой просеиваются, сушатся, при необходимости измельчаются, смешиваются до полностью однородной порошкообразной шихты, которая подаётся в стекловаренную печь.
Процесс стекловарения условно разделяют на несколько стадий: силикатообразование, стеклообразование, осветление, гомогенизацию и охлаждение («студку»).
При нагревании шихты вначале испаряется гигроскопическая и химически связанная вода. На стадии силикатообразования происходит термическое разложение компонентов, реакции в твёрдой и жидкой фазе с образованием силикатов, которые вначале представляют собой спекшийся конгломерат, включающий и не вступившие в реакцию компоненты. По мере повышения температуры отдельные силикаты плавятся и, растворяясь друг в друге, образуют непрозрачный расплав, содержащий значительное количество газов и частицы компонентов шихты. Стадия силикатообразования завершается при 1100-1200°C.
На стадии стеклообразования растворяются остатки шихты и удаляется пена — расплав становится прозрачным. стадия совмещается с конечным этапом силикатообразования и протекает при температуре 1150-1200°C. Собственно стеклообразованием называют процесс растворения остаточных зёрен кварца в силикатном расплаве, в результате чего образуется относительно однородная стекломасса. В обычных силикатных С. содержится около 25% кремнезёма, химически не связанного в силикаты (только такое С. оказывается пригодным по своей химической стойкости для практического использования). Стеклообразование протекает значительно медленнее, чем силикатообразование, оно составляет около 90% от времени, затраченного на провар шихты и около 30% от общей длительности стекловарения.
Обычная стекольная шихта содержит около 18% химически связанных газов (СО2, SO2, O2 и др.). В процессе провара шихты эти газы в основном удаляются, однако часть их остаётся в стекломассе, образуя крупные и мелкие пузыри.
На стадии осветления при длительной выдержке при температуре 1500-1600°C уменьшается степень пересыщения стекломассы газами, в результате чего пузырьки больших размеров поднимаются на поверхность стекломассы, а малые растворяются в ней. Для ускорения осветления в шихту вводят осветлители, снижающие поверхностное натяжение стекломассы. стекломасса перемешивается специальными огнеупорными мешалками или через неё пропускают сжатый воздух или др. газ.
Одновременно с осветлением идёт гомогенизация — усреднение стекломассы по составу. Неоднородность стекломассы обычно образуется в результате плохого перемешивания компонентов шихты, высокой вязкости расплава, замедленности диффузионных процессов. Гомогенизации способствуют выделяющиеся из стекломассы газовые пузыри, которые перемешивают неоднородные микроучастки и облегчают взаимную диффузию, выравнивая концентрацию расплава. Наиболее интенсивно гомогенизация осуществляется при механическом перемешивании (наибольшее распространение эта операция получила в производстве оптического С.).
Последняя стадия стекловарения — охлаждение стекломассы («студка») до вязкости, необходимой для формования, что соответствует температуре 700-1000°C. Главное требование при «студке» — непрерывное медленное снижение температуры без изменения состава и давления газовой среды. при нарушении установившегося равновесия газов образуется т. н. вторичная мошка (мелкие пузыри).
Процесс получения некоторых С. отличается специфическими особенностями. Например, плавка оптического кварцевого С. в электрических стекловаренных печах ведётся сначала в вакууме, а в конце плавки — в атмосфере инертных газов под давлением. Производство каждого типа С. определяется технологической нормалью.
Формование изделий из стекломассы осуществляется механическим способом (прокаткой, прессованием, прессовыдуванием, выдуванием и т.д.) на стеклоформующих машинах. После формования изделия подвергают термической обработке (отжигу).
В результате отжига (выдержки изделий при температуре, близкой к температуре размягчения С.) и последующего медленного охлаждения происходит релаксация напряжений, появляющихся в С. при быстром охлаждении. В результате т. н. закалки в С. возникают остаточные напряжения, обеспечивающие его повышенную механическую прочность, термостойкость и специфический (безопасный) характер разрушения в сравнении с обычным С. (закалённые С. применяют для остекления автомобилей, вагонов и т.п. целей).
Историческая справка. В природе существует природное С. — Перлит, Обсидиан (см. Вулканическое стекло).
Появление искусственного С. обычно связывают с развитием гончарства. При обжиге на изделие из глины могла попасть смесь соды и песка, в результате чего на поверхности изделия образовалась стекловидная плёнка-Глазурь. Производство С. началось в 4-м тыс. до н. э. (Древний Египет, Передняя Азия).
Первоначально получались непрозрачные С., с помощью которых имитировали поделочные камни (малахит, бирюзу и т.д.). Постепенно состав С. менялся, количество окислов щелочных металлов с 30% (по массе) уменьшилось до 20%. в С. вводились окислы свинца и олова. для окрашивания стали добавлять соединения марганца и кобальта. Во 2-м тыс. до н. э. в Египте С. варили в глиняных горшочках — тиглях ёмкостью около 0,25 л.
Коренные изменения в технологии стеклоделия произошли на рубеже нашей эры, когда были решены две важнейшие проблемы стеклоделия — изготовление прозрачного бесцветного С. и формование изделий выдуванием. Получение прозрачного С. стало возможным в результате усовершенствования стекловаренных печей, что позволило повысить температуру варки и надёжно воспроизводить условия хорошего осветления стекломассы. Стеклодувная трубка, изобретённая в 1 в. до н. э., оказалась универсальным инструментом, с помощью которого стало возможным создавать простые, доступные всем предметы обихода, например посуду. Первым научным трудом по стеклоделию считают вышедшую во Флоренции в 1612 книгу монаха Антонио Нери, в которой были даны указания об использовании окислов свинца, бора и мышьяка для осветления С., приведены составы цветных С. Во 2-й половине 17 в. нем. алхимик И. Кункель опубликовал сочинение
«Экспериментальное искусство стеклоделия», он же изобрёл способ получения золотого рубина. В 1615 в Англии стали применять для нагрева стеклоплавильных печей уголь, что повысило температуру в печи. С начала 17 в. во Франции был предложен способ отливки зеркальных С. на медных плитах, с последующей прокаткой. в то же время был открыт метод травления С. смесью плавикового шпата и серной кислоты, освоено производство оконного и оптического С. Существенную роль в создании основ стеклоделия сыграли русские учёные: М. В. Ломоносов, Э. Г. Лаксман, С. П. Петухов, А. К. Чугунов, Д. И. Менделеев, В. Е. Тищенко.
До конца 19 в. в стеклоделии преобладал ручной труд, и только со 2-й половины 20 в. производство всех видов массового С. (оконное, тарное и др.) было механизировано и автоматизировано, а ручные методы сохранились лишь при изготовлении художественного С. и некоторых сортовых изделий (см. также Стекольная промышленность).
Н. М. Павлушкин.
Художественное С. включает в себя Витражи, смальтовые мозаики, Сосуды художественные, архитектурные детали, декоративные композиции, скульптуру (обычно малых форм), светильники, искусственные драгоценности (бижутерия). В древнем мире производство С. было особенно развито в Египте (эпоха Птолемеев, 4-1 вв. до н. э.), Сирии, Финикии, Китае. Как правило, в искусстве древнего мира изделия из С. (небольшие вазочки, чаши, блюдца, бусы, серьги, амулеты, печати) изготовлялись посредством прессования в открытых глиняных формах или путём навивания стекломассы на палочку. такое С. обычно было непрозрачным, а по цвету — зелёным, голубым, бирюзовым. Изобретение способа свободного выдувания С. с помощью трубки, а также повышение температуры его варки дали эллинистическим и древнеримским мастерам возможность получать тонкостенные (иногда двухслойные) более прозрачные и однородные по массе изделия относительно крупных размеров.
С 6 в. центры художественного стеклоделия сосредоточились в Византии, где процветала выделка цветного непрозрачного стекла для посуды и смальт. В средневековой Западной Европе эпохи готики важнейшей областью искусства, стимулировавшей развитие вкуса к художественному С., было изготовление витражей. Среди средневековых стран мусульманского Востока в 12-14 вв. производством стеклянных изделий с эмалевыми росписями славилась Сирия.
В 15-16 вв. ведущее значение в декоративно-прикладном искусстве Европы приобрело Венецианское стекло. С изобретением в 17 в. более твёрдого кальциевого С. и развитием техники гравировки центр художественного стеклоделия переместился в Чехию (см. Чешское стекло). С 1770-х гг. (первоначально в Англии) стало широко применяться С., полученное на основе окиси свинца (хрусталь или флинт-гласе), главным способом обработки которого явилось т. н. алмазное гранение, выявляющее способность хрусталя преломлять или отражать свет. Начиная с 18 в. интенсивно развивается и производство искусственных драгоценных камней. На рубеже 19-20 вв. к художественному С. обращаются специалисты по декоративно-прикладному искусству (Э. Галле, О. Даум, Э. Руссо во Франции, И. Хофман в Австрии, Л. К. Тиффани в США). в их изделиях, нередко отличающихся стремлением к ассоциативному сопоставлению художественных и природных, преимущественно растительных форм, преобладали черты стиля
«Модерн». Для современного художественного С. характерно необычайное разнообразие техник и стилевых тенденций. увлечение изысканными, подчёркнуто фантастическим конфигурациями и усложнённо-орнаментальной обработкой поверхностей сосуществует с тяготением к аскетически-строгим решениям, выделяющим в качестве важнейших элементов образа простоту форм и прозрачность неукрашенного С.
В Древней Руси стеклоделие получило значительное развитие уже в домонгольский период (выделка украшений, сосудов, смальты для мозаик). Прерванное татаро-монгольским нашествием, производство художественного С. возродилось в 17 в., когда в 1635 был основан первый в России стекольный завод. Огромный вклад в производство цветного С. (главным образом для мозаик, бижутерии и архитектурной облицовки) внёс М. В. Ломоносов, создавший в 1753 Усть-Рудицкую фабрику. Важнейшую роль в развитии русского стеклоделия сыграл Императорский хрустальный и стекольный завод в Петербурге (заложенный Петром I в начале 18 в. под Москвой и к середине 18 в. вместе с Ямбургскими заводами переведённый в Петербург).
В 18 в. были основаны также Гусевской Хрустальный Завод и Дятьковский хрустальный завод. Для русского искусства 18 в. Было характерно гутное С., изготовлявшееся путём свободного выдувания и лепки на небольших купеческих заводах (изделия из такого С., часто тёмные по тону, расписывались эмалевыми красками), и прозрачное светлое С., декорируемое в основном с помощью гравировки и выпускавшееся Императорским заводом и наиболее крупными частными предприятиями. на этих же заводах с середины 18 в. производилось много изделий из молочного С. По проектам крупнейших зодчих (А. Н. Воронихина, Ч. Камерона, М. Ф. Казакова, Н. А. Львова, К. И. Росси, Т. де Томона) на Императорском заводе выполнялись (в стиле Классицизма) детали осветительной арматуры, мебели и архитектурного декора. С конца 18 в. здесь же были освоены варка свинцового хрусталя и алмазное гранение, для которого в начале 19 в. типичен особый рисунок, подражающий бриллиантовой огранке
(«русский камень»). К середине 19 в. в русском художественном С. возникает увлечение гигантскими размерами изделий (сборные хрустальные канделябры, вазы, детали архитектурного декора). в конце 19 в. развивается имитационное направление (подражание камню, фарфору, дереву и металлу), распространяются влияния стиля «модерн».
В СССР интенсивное производство художественного С. начинается с конца 1930-х гг. Ведущую роль в развитии советского художественного стеклоделия сыграла скульптор В. И. Мухина (см. Ленинградский завод художественного стекла). В 50-60-е гг. художественные лаборатории появились почти на всех крупных советских заводах сортовой посуды. Среди видных мастеров декоративно-прикладного искусства, работавших на заводах СССР в 60-70-е гг., — Г. А. Антонова, А. А. Аствацатурьян, А. Г. Балабин, С. М. Бескинская, М.-Т. В. Грабарь, О. И. Гущин, Ю. В. Жульев, А. Д. Зельдич, Х. Кырге, Л. М. Митяева, В. С. Муратов, В. С. Мурахвер, М. А. Павловский, С. Раудвеэ, Е. И. Рогов, Б. А. Смирнов, В. А. Филатов. В. Я. Шевченко, Л. О. Юрген, Е. В. Яновская. В советском художественном С. выделяется несколько направлений: ленинградская школа (бесцветный и цветной хрусталь строгих форм с алмазной гранью), владимирское С. (использование традиций русского гутного С.), украинское С. (традиции украинского гутного С., яркая полихромия), прибалтийская школа (слабо окрашенное прессованное С. с тонкой гравировкой). В 60-70-е гг. плодотворно развивается витраж, широкое распространение получают создание хрустальных фонтанов и различных декоративных установок из С. и металла, изготовление изделий (в т. ч. гобеленов из стеклоткани) для украшения интерьеров.
Лит.: Петухов С. П., Стеклоделие, СПБ. 1898: Безбородов М. А., Очерки по истории русского стеклоделия, М., 1952. Евстропьев К. С., Торопов Н. А., Химия кремния и физическая химия силикатов, М., 1950. Качалов Н., Стекло, М., 1959. Батанова Е. И., Воронов Н. В., Советское художественное стекло, [М., 1964]. Бартенев Г. М., Строение и механические свойства неорганических стекол, М., 1966. Технология стекла, 4 изд., М., 1967. Шелковинков Б., Русское художественное стекло, Л., 1969. Аппен А. А., Химия стекла, 2 изд., Л., 1974. Роусон Г., Неорганические стеклообразующие системы, пер. с англ., М., 1970. Рожанковский В. Ф., Стекло и художник, М., 1971. Воронов Н. В., Рачук Е. Г., Советское стекло, [Л.], 1973.
«Journal of glass studies», с 1959 (изд. продолж.). Giover R. and L., Contemporary art glass, N. Y., [1975].
Н. В. Воронов.
Стеклянный светильник для мечети, покрытый эмалью и золочением (Сирия). Около 1309-10. Виктории и Альберта музей. Лондон.
В. С. Муратов. «Конь». Хрусталь. 1968.
Бокал. Венецианское стекло. 17 в. Эрмитаж. Ленинград.
Б. А. Смирнов. Декоративный сосуд «Тройник». Из сервиза «Праздничный стол». 1966-67. Цветное выдувное стекло. Музей керамики и «Усадьба Кусково XVIII века». Москва.
Вкладки к ст. Стекло.
1. Ваза. Непрозрачное стекло. 16-14 вв. до н. э. Древний Египет. Британский музей. Лондон. 2. Чаша. Сине-фиолетовое стекло. 11-12 вв. Византия. Сокровищница собора Сан-Марко. Венеция. 3. Амфора. Голубое стекло с наплавленным белым декором. 1 в. Древний Рим. Музей искусства. Толидо (шт. Огайо, США). 4. Флакон. Филигрань. Сер. 16 в. Венеция, Эрмитаж. Ленинград. 5. Ваза для фруктов я салата. Хрусталь, алмазное гранение. Кон. 18 в. Англия или Ирландия. Музей Виктории и Альберта. Лондон. 6. Ремер. Гравировка. 1621. Голландия. Государственный музей (Рейксмюсеум). Амстердам. 7. Ваза. Авторы проекта А. Кюне и Йоэеф фон Сторк, гравировка К. Пич. 1875. Богемия. Собрание И. и Л. Лобмер. Вена.
8. К. Дорш. Бокал с крышкой. Бесцветное стекло, гравировка. 1712. Нюрнберг. Музей Кестнера. Ганновер. 9. Ф. 3емек. Ваза. Гутное стекло. 1958. ЧССР. 10. Л. К. Тиффани. Ваза. 1895. США. Музей художественной промышленности Северной Норвегии. Тронхейм.
Стекло России: 1. Бутыль с росписью эмалевыми красками. Нач. 18 в. 2. Бутыль «Медведь». Гутное стекло. Кон. 17 — нач. 18 вв. Украина. 3. Кубок. Гравировка. 1-я четв. 18 в. Завод в Ямбурге. 4. Штоф. Гравировка. 1727-30-е гг. Завод в Ямбурге. Эрмитаж. Ленинград. 5. Рюмки, хрусталь. Сер. 19 в. Завод М. Ф. Орлова, 6. Кухля. Зелёное стекло. 1730. 7. Мастер А. П. Вершинин. Стакан с двойными стенками. Нач. 19 в. Завод Бахметевых. 8. Тарелка. Гранение. гравировка по оригиналу Ф. П. Толстого. 2-я четв. 19 в. 9. Ваза из двухслойного стекла (рубинового стекла и бесцветного хрусталя) и золочёной бронзы. алмазная грань. 1-я пол. 19 в. 10. Рюмочка, графин, бокал. Цветное стекло с росписью золотом. 1780.
(8-10 — Императорский стекольный завод, Петербург: 1-2, 6-7 — Исторический музей, Москва. З, 8-10 — Русский музей, Ленинград.)
Советское стекло
1. Б. А. Смирнов. Прибор для вина. Хрусталь. 1961. 2. Е. М. Щапова. Комплект для вина «Нектар». Бесцветное стекло, роспись золотом к люстровыми красками. Нач. 1970-х гг. Завод «Красный май». 3. А. М. Остроумов. Декоративные вазы «Аметист» к «Сатурн». Хрусталь. 1963. 4. В. В. Корнеев. Декоративный бокал «Русалка». Хрусталь, гравировка. Гусевской хрустальный завод. 5. Е. В. Яновская. Прибор для компота. Стекло с воздушными тюрьками, 1960, 6. Г. А. Антонова. Ансамбль декоративных ваз. 1968.
7. В. А. Ерёмин. Ваза для цветов. Техника кракле. 8. В. А. Филатов. Десертный набор «Кружево мая». Хрусталь, алмазная грань, гравировка. 1971. 9. В. И. Мухина. Сидящая девушка. Моделированная скульптура. 1950-е гг. 10. Л. О. Юрген. Декоративная ваза. Техника «путаная нить», гутенская работа мастера Б. А. Ерёмина. 11. А. А. Аствацатурьян. Ваза «Полёт». Цветной и бесцветный хрусталь, широкая грань. 1972. (1, 3, 5, 7, 9-11 — Ленинградский завод художественного стекла.)



Рубрики С