Что такое Тракторостроение

Значение слова Тракторостроение по Ефремовой:

Тракторостроение — 1. Производство тракторов.
2. Отрасль промышленности, занятая таким производством.

Значение слова Тракторостроение по Ожегову:

Тракторостроение — Отрасль машиностроения — производство тракторов

Значение слова Тракторостроение по словарю Ушакова:

ТРАКТОРОСТРОЕНИЕ
тракторостроения, мн. нет, ср. (нов.). Производство, изготовление тракторов.

Определение слова «Тракторостроение» по БСЭ:

Тракторостроениеотрасль машиностроения, производящая Тракторы, тракторные и комбайновые двигатели, унифицированные узлы, агрегаты, запасные части и детали к ним. Как отрасль промышленности Т. существует с 1917, когда на заводах Форда в США началось массовое производство тракторов. В Европе впервые массовое производство тракторов началось в 20-х гг. 20 в. в Германии и Италии, затем в Великобритании, Франции и др. странах.
Возникновение Т. в СССР относится к 1923 (первый выпуск тракторов «Фордзон-Путиловец» заводом «Красный путиловец», ныне Ленинградское объединение «Кировский завод»). Первые специализированные тракторные заводы — Сталинградский (ныне Волгоградский тракторный завод) и Харьковский тракторный завод, выпускали колёсные тракторы марки СТЗ-ХТЗ. Производство тяжёлых гусеничных тракторов (С-60) начато на Челябинском тракторном заводе в 1933. На нём же освоен выпуск (1936) гусеничных тракторов с дизельным двигателем (С-65).
Перевод в 1937 Сталинградского и Харьковского заводов на производство гусеничных СХТЗ-НАТИ вывел СССР (1948) на 1-е место в мире по выпуску гусеничных тракторов. В 1-й пятилетке (1929-32) произведено 100,4 тыс. тракторов, во 2-й (1933-37) — 444,1 тыс. шт. Во время Великой Отечественной войны 1941-45 были построены и введены в строй (1942-44) Алтайский тракторный завод, Владимирский тракторный завод и Липецкий тракторный завод, в 1945 возобновили работу разрушенные Сталинградский и Харьковский заводы. В послевоенные годы вступили в строй Харьковский тракторосборочный завод (1950), Минский тракторный завод (1951), Онежский и Узбекский (ныне Ташкентский) тракторные заводы (1956). Особое внимание уделялось увеличению производства мощных с.-х. тракторов общего назначения.
Кировский завод начал выпуск трактора К-700 (1964), Павлодарский тракторный завод (пущен в 1967) — ДТ-75М (1968). В 1962 организовано производство гусеничных пропашных тракторов, унифицированных с тракторами МТЗ, на Кишиневском тракторном заводе (реконструирован в 1961). В конце 60-х гг. завершается переход на выпуск тракторов с дизельными двигателями. Происходит создание унифицированных моделей тракторов. Широкая унификация узлов, агрегатов и деталей тракторов и двигателей способствовала выделению их в специализированные производства (моторные заводы в Волгограде, Минске, Барнауле, Харькове, заводы топливной аппаратуры, тракторных трансмиссий, гидроагрегатов, шестерён, поршней и поршневых колец и др.). В 9-й пятилетке (1971-75) начато перевооружение тракторных заводов и обновление основных моделей тракторов.
Строятся Чебоксарский завод промышленных тракторов и Харьковский завод тракторных двигателей. За 1966-75 производительность труда возросла более чем в 2 раза. Годовой выпуск тракторов в СССР (см. табл. 1). В 1957-75 выпуск тракторов имел среднегодовой прирост около 6%. в 1960 СССР вышел на 1-е место в мире по производству тракторов (238,5 тыс. шт.). в 1975 произведено 2,2 трактора на 1000 чел. населения. Растет технический уровень тракторов: увеличивается их энергонасыщенность, снижается материалоёмкость, улучшаются условия труда тракториста, повышаются универсальность, качество и надёжность. Проводятся работы по автоматизации управления механизмами и вождения тракторных агрегатов. Новые модели тракторов К-701, Т-150, Т-150К, МТЗ-80/82 и др., поставленные на производство в 9-й пятилетке, оснащены высокоэкономичными дизельными двигателями, многоступенчатыми коробками передач, в том числе с переключением на ходу, кабинами с очисткой и охлаждением (подогревом) воздуха, с подрессоренными сиденьями и т.д.


Табл. 1. — Производство тракторов в СССР








ГодыВыпуск,СуммарнаяГодыВыпуск,Суммарная
тыс. шт.мощностьтыс. шт.мощность
двигателя, млн.двигателя, млн.
л. с.*л. с.*
19250,60,011960238,511,4
19281,30,031970458,529,4
194031,61,51975550,441,8
1950116,75,5

*1 л. с. = 0,736 квт
В тракторном производстве применяются высокопроизводительные автоматизированные и автоматические поточные линии, агрегатные станки-автоматы и др. современное оборудование.
Для решения инженерно-технических задач в проектировании машин, организации и управлении производством используются электронно-вычислительная техника и автоматизированные системы управления. При отработке конструкций новых тракторов и двигателей применяются методы ускоренных стендовых и полигонных испытаний. На базе передового зарубежного и отечественного опыта в 9-й пятилетке разработана и внедрена (Минский и Владимирский тракторные заводы) система управления качеством продукции на стадиях создания, производства и эксплуатации конструкции. Продукция аттестуется по категориям качества с присуждением изделиям высшей категории качества и Государственного знака качества. За 1971-75 экспорт тракторов в страны — члены СЭВ увеличился на 60%, в капиталистические страны (39 стран) — на 52%.
В зарубежных социалистических странах Т. развивается особенно быстрыми темпами в послевоенные годы (см. табл. 2).

Табл. 2. — Выпуск тракторов в отдельных социалистических странах (без садово-огородных), тыс. шт.








Страны196019701975
НРБ45
ВНР320,6
ГДР9164
ПНР94158
СРР172950
ЧССР321851
СФРЮ71233

Сокращение производства тракторов ВНР и ГДР проводится в соответствии с принятой странами — членами СЭВ программой социалистической интеграции, предусматривающей специализацию стран на выпуске тракторов и различной сельскохозяйственной техники с целью обеспечения экономически целесообразных объёмов производства.
В развитых капиталистических странах крупное Т. имеют США, Великобритания, ФРГ, Япония, Италия и Франция (см. табл. 3).
Для капиталистических стран характерна высокая степень монополизации.
В США крупнейшая тракторостроительная фирма — «Дир энд Ко» (Deere and Company). в Великобритании — «Масси-Фергюсон» (Massie-Ferguson). во Франции — «Режи насьональ дез юзин Рено» (Rеgie Nationale des Usines Renault). в ФРГ —
«Фенд энд Ко» (X. Fend and Со). в Италии — «ФИАТ С. п. А.» (FIAT S. р. А.). в Японии — «Комацу лтд» (Komatsu Ltd).

Табл. 3. — Производство тракторов в некоторых капиталистических странах (без садово-огородных), тыс. шт.







Страны196019701975
США204221270
Великобритания186163120
ФРГ121105116
Япония581207
Италия3994116
Франция636957

В 70-е гг. 20 в. произошло слияние капиталов ряда тракторопроизводящих фирм США и Западной Европы. В связи с насыщением парка развитых капиталистических стран и резким увеличением цен на тракторы спрос на них непрерывно сокращается, соответственно сокращается и производство.
Лит.: Трепененков И. И., Развитие советской тракторной техники, М., 1953. Гуревич А. М., Краткая история отечественного тракторостроения, Сталинград, 1954. Смирнов А. И.,… Ценой громадной технической эволюции, М., 1971.
Н. Ф. Чухчин.



Рубрики Т