Что такое Ускорение

Значение слова Ускорение по Ефремовой:

Ускорение — 1. Процесс действия по знач. глаг.: ускорять, ускорить, ускоряться, ускориться.
2. Величина изменения скорости движения в единицу времени.

Ускорение в Энциклопедическом словаре:

Ускорение — величина, характеризующая быстроту изменения вектора скороститочки по его численному значению и направлению. При прямолинейном движениисреднее ускорение равно отношению приращения скорости ?v к промежуткувремени ?t, за который это приращение произошло: ? = ?v/?t. Ускорениепрямо пропорционально силе, действующей на точку, и обратнопропорционально массе точки. Ускорениевектор, направление которогосовпадает с направлением вектора силы. При криволинейном движенииускорение точки слагается из касательного и нормального ускорений.

Значение слова Ускорение по словарю Ушакова:

УСКОРЕНИЕ
ускорения, мн. нет, ср. 1. Действие по глаг. ускоритьускорять. Ускорение темпа развития строительства. Необходимо ускорение доставки телеграмм. 2. Действие по глаг. ускориться- ускоряться. Ускорение хода поезда. 3. Величина изменения скорости движения в единицу времени (физ.).

Значение слова Ускорение по словарю Брокгауза и Ефрона:

Ускорение (Acc&eacute.l&eacute. ration, Beschleunigung). — У. есть величина, которая выражает быстроту изменения скорости как по величине, так и по направлению. Изменение скорости движения точки в течение промежутка времени от момента t до момента t1 есть геометрическая разность (см.) между скоростью vl в момент t1 и между скоростью v в момент t. Эта разность есть также скорость, изображаемая тою хордою годографа (см.), которая соединяет оконечность вектора ОН годографа (изображающего величину и направление скорости v) с оконечностью вектора ОН 1 годографа (изображающего величину и направление скорости v1). Отношение изменения скорости к промежутку времени можно назвать средними У. для этого промежутка. Предел, к которому приближается среднее У. при уменьшении промежутка времени, т. е. при приближении момента t1 к моменту t, представляет величину У. в момент t. Можно сказать, что величина У. представляется величиною скорости точки Н, описывающей годограф одновременно с движением рассматриваемой точки по ее траектории. Направление скорости точки Н можно рассматривать как направление У. Вследствие этого У. в каком-либо движении представляется как вектор (см.), имеющий величину и направление. Величина всякого У. измеряется отношением длины к квадрату времени, подобно тому как величина всякой скорости измеряется отношением длины к времени. Единица У. будет отношение единицы длины к квадрату единицы времени, и, следовательно, величина единицы У. будет зависеть от величин единиц длины и времени. Если точка движется прямолинейно и равномерно ускоренно (см.), т. е. с постоянным У. и притом У. равно [ед. длины]/[ед. времени] 2, а точка в начальный момент вышла из покоя, то в первую единицу времени она пройдет половину единицы длины. У. силы тяжести на уровне моря на широте Парижа равно: 9,81[метр/секунда 2]. Направление скорости равно dv/dt, и это величина положительная, если скорость возрастает с увеличением t, в противном случае эта величина отрицательная. Проекция У. на направление главной нормали, направленной в вогнутую сторону, т. е. к центру кривизны кривой, равна v2/R, где R есть величина радиуса кривизны траектории места точки на этой кривой. Величина эта всегда положительная, так что У. никогда не может быть направлено в выпуклую сторону траектории. Если траектория имеет точку перегиба, то в этой точке R равен бесконечности и потому У. здесь может быть направлено только вдоль по кривой. При прямолинейном движении У. везде направлено вдоль по прямой, и тогда оно может быть выражено так: d2s/dt2 Проекции У. на оси координат могут быть выражены производными второго порядка от координат по времени, т. е. величинами: d2x/dt2, d2y/dt2 d2z/dt2 Д. Б.

Определение слова «Ускорение» по БСЭ:

Ускорение — векторная величина, характеризующая быстроту изменения скорости точки по её численному значению и по направлению. При прямолинейном движении точки, когда её скорость v возрастает (или убывает) равномерно, численно У. 27/2701203.tif, где &Delta.v — приращение скорости за промежуток времени &Delta.t. В общем случае вектор У. &omega. равен первой производной от вектора скорости
v по времени: &omega. = dv &frasl. dt = v&#x307.. он направлен в сторону вогнутости траектории точки и лежит в соприкасающейся плоскости.
Проекции У. на прямоугольные декартовы оси координат Oxyz равны первым производным от проекций скорости или вторым производным от координат точки по времени: 27/2701205.tif, &omega.y = v&#x307.y = y&#x308., &omega.z = v&#x307.z = z&#x308.. При этом модуль У. &omega. = &radic.Ї(&omega.xІ + &omega.yІ + &omega.zІ). Проекции У. На касательную и главную нормаль к траектории называют соответственно касательным (тангенциальным) &omega.&tau. и нормальным (центростремительным) &omega.n У.. они определяются равенствами: 27/2701206.tif, &omega.n = vІ &frasl. &rho., где v — численная величина скорости, &rho. — радиус кривизны траектории в соответствующей её точке.
При этом 27/2701207.tif Касательное У. характеризует изменение скорости точки по её численной величине, а нормальное У. — по направлению.
У. свободной материальной точки связано с её массой m и действующей силой F равенством m&omega. = F (второй закон Ньютона). Размерность У. LT&minus.2.
Об У. точек вращающегося тела см. Вращательное движение, Угловое ускорение.
Лит. см. при ст. Кинематика.
С. М. Тарг.
Физиологическое действие ускорения. По характеру воздействия на организм различают линейное ударное У. (время действия &le. 1 сек, 27/2701208.tif 10 g/сек), линейное длительно действующее У. (время действия &ge. 1 сек, 27/2701209.tif 10 g/сек), а также угловое У.
В авиационной и космической медицине для обозначения «возросшего веса тела» (вследствие У.) используется термин «перегрузка».
Наибольшим линейным ударным У. (ЛУУ) человек подвергается при падениях, авариях на транспорте, при аварийной посадке самолёта или космического корабля, при катапультировании и т.д. Основной неблагоприятный патофизиологический эффект ЛУУ сводится к нарушению целостности органов и тканей (позвоночник, череп, внутренние органы). Переносимость ЛУУ, направленных перпендикулярно к продольной оси тела, примерно в два раза выше, чем направленных вдоль позвоночника (30-40 g и 15-20 g соответственно). В процессе эволюции у человека сформировались некоторые специфические механизмы защиты от ЛУУ (амортизационные свойства костно-опорного аппарата, система подвески внутренних органов и т.п.).
Выраженность неблагоприятного эффекта линейного длительно действующего У. (ЛДУ) зависит от величины У. и его направления относительно тела человека. Чем более вектор ЛДУ приближается к продольной оси тела и направлению основных магистральных кровеносных сосудов, тем выраженное нарушения кровообращения, связанные с перераспределением крови под влиянием возросшего гидростатического давления. Наихудшим образом переносятся У., приводящие к повышению кровенаполнения сосудов головы. Легче всего человек переносит этот вид У., когда его вектор составляет с продольной осью тела угол в 75-80° (см. рис.). Это условие реализуется на космических кораблях типа «Союз» и «Аполлон».
Наибольшим ЛДУ в современных условиях человек может подвергаться при манёвренном полёте на скоростном самолёте или при полёте космического корабля по баллистической траектории. С ЛДУ в процессе эволюции человек практически не встречался. Переносимость этого воздействия определяется общими, неспецифическими механизмами приспособления к неблагоприятным факторам внешней среды. При вращательных движениях возникают угловые У., которые оказывают специфическое влияние на Вестибулярный аппарат, а при определённых величинах могут вызвать явления, характерные для ЛУУ и ЛДУ.
Для повышения переносимости У. применяют различные технические средства, обеспечивающие сохранение оптимальной позы и положения человека относительно вектора У., снижение величины У. и скорости его нарастания, уменьшение эффекта перераспределения крови в организме (амортизационные, индивидуально моделированные кресла, привязные ремни, защитные шлемы, противоперегрузочные костюмы).
Лит.: БарерА. С., Проблемы ускорений в космической физиологии, «Космическая биология и медицина», 1967, в. 1. Сергеев А. А., физиологические механизмы действия ускорений, Л., 1967. Краткий справочник по космической биологии и медицине, 2 изд., М., 1972. Основы космической биологии и медицины. Совместное советско-американское издание, т. 2, кн. 1, М., 1975.
А. С. Барер.
Время переносимости человеком длительно действующих ускорений в зависимости от их величины и направления. Р — доверительный интервал для вероятности 0,95.



Рубрики У